Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го - начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название "Каролингское возрождение". Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим "Капитулярий о науках" 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне. Эти мероприятия оживили культурную жизнь Франкского государства, расширился круг образованных людей, в скрипториях наряду с христианской литературой стали переписываться произведения античных авторов. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях, для оформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городского управления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Эти школы отличались от церковных, готовивших, прежде всего клириков, но не моги сразу же избавиться от их влияния. Большинство преподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах как временную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели - магистры - жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда это приносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІ заявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальная независимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже было несколько таких школ (пришли в упадок после возникновения парижского университета, который возник на их основе) Выдающийся ученый и педагог Пьер Абеляр, будучи вынужденным, какое то время переезжать с места на место, сопровождаем, был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры, впоследствии обретшие имя вагантов. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь, прежде всего, противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаивала свое "право" давать разрешения на преподавательскую деятельность. Она подкупала магистров "свободных искусств" церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковный авторитет. В начале 12-13 вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах - епископальные школы. Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.
В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа - университет. Так называлось объединение преподавателей и учащихся. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, "артистический", на котором изучали "семь свободных искусств", а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели.
Рекоменудем посмотреть:
Д. Кваренги
Джакомо Кваренги (1744–1817) приехал в Россию в 1780 г. и прожил здесь долгие плодотворные годы. На протяжении всей жизни он оставался наиболее ярким выразителем строгого классицизма. Кваренги был убежденным поклонником римской античности ...
Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры.
Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей.
Первым из египетских царей, воздвигнувш ...
И филимоновцы – не конкуренты
Места одоевские - красивые, живописные, леса кругом богаты ягодами сочными, сладким, грибами, дремучие овраги в орешниках непроходимых, звонкая, чистая речка протекает поблизости. Но самая главная невидаль в том местечке – глина, мягкая, ...
Навигация