Образование в Средние века

Информация » Средневековое общество » Образование в Средние века

Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го - начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название "Каролингское возрождение". Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим "Капитулярий о науках" 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне. Эти мероприятия оживили культурную жизнь Франкского государства, расширился круг образованных людей, в скрипториях наряду с христианской литературой стали переписываться произведения античных авторов. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях, для оформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городского управления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Эти школы отличались от церковных, готовивших, прежде всего клириков, но не моги сразу же избавиться от их влияния. Большинство преподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах как временную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели - магистры - жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда это приносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІ заявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальная независимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже было несколько таких школ (пришли в упадок после возникновения парижского университета, который возник на их основе) Выдающийся ученый и педагог Пьер Абеляр, будучи вынужденным, какое то время переезжать с места на место, сопровождаем, был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры, впоследствии обретшие имя вагантов. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь, прежде всего, противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаивала свое "право" давать разрешения на преподавательскую деятельность. Она подкупала магистров "свободных искусств" церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковный авторитет. В начале 12-13 вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах - епископальные школы. Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.

В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа - университет. Так называлось объединение преподавателей и учащихся. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, "артистический", на котором изучали "семь свободных искусств", а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели.

Рекоменудем посмотреть:

Русская культура XIX века
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных дост ...

Магия обыденного
Каллахан открывает нам глаза на известное и обыденное. Виды, в которых нет ничего красивого, он делает красивыми — силуэт опрокинутой мусорной корзины в пыли; одинокая скамья в парке зимой; фонтан воды и бетонная ступенька в снегу; неприт ...

Сентименталистский портрет
К концу XVIII века, примерно с середины 80-х годов, в русском искусстве усиливались признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В портрете это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одни ...