Искусство и быт

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, заимствованные из священного писания, причем требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божественности, святости, совершенства. Да и применялась живопись главным образом при оформлении интерьеров храмов в виде фресок и витражей, икон. При этом она должна была быть еще и нравоучительной: жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагались в определенном порядке на порталах соборов, обеспечивая проповедников иллюстрациями к их нравственным поучениям.

Церковное строительство выработало новый стиль - романский, опиравшийся на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания с толстыми стенами в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями и высоко расположенными узкими окнами. Свод поддерживали полукруглые романские арки, главный фасад и капители колонн украшались скульптурой или резьбой, стены покрывались фресками. Возникнув в неспокойное время, этот стиль позволял храму легко превратиться в крепость-убежище. Со второй половины 12 в. в Северной Франции, а затем по всей Европе распространяется новый стиль - готический. Технически он был более совершенным, его характерной чертой является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили полукруглые. В готике тяжесть конструкции несли колонны, а также расположенные вдоль всего здания контрофорсы, поэтому стены готических соборов утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных башен и башенок создавали впечатление легкости и пышности. Дома и даже замки до 10-го века строились из дерева. Крестьянский дом строился из самана, реже из дерева, если и использовался камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты с печью, которая топилася "по черному". Камень служил признаком престижа и богатства; однако впоследствии дерево сделалось более дорогим материалом. Архитектура каменных замков была бедной, так как преобладала утилитарная функция защиты: только позже стали появляться украшения, больше жилых помещений. Вся жизнь замка концентрировалась в главном зале. Мебели было немного: столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, куда складывали одежду или посуду. Жизнь феодалов была бродячей, они переезжали из замка в замок, и надо было иметь возможность легко уносить необходимое имущество. Функциональными предметами роскоши были ковры, которые вешали как ширмы, и они образовывали комнаты; ковры возили из замка в замок.

Одежда имела социальную значимость, так как указывала на социальную категорию: носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Особое внимание уделялось аксессуарам - головным уборам. Перчаткам, которые могли точно указывать ранг. Например, доктора носили длинные замшевые перчатки и береты, шпоры могли носить только рыцари. Среди богатых и просто зажиточных горожан распространилась роскошь в одежде, так что в конце 13-го века во Франции и Италии появились законы против роскоши, которые предписывали разницу в одежде, помогая поддерживать установленный общественный порядок. Несмотря на то, что уровень культурного развития в Средние века был односторонним и не слишком высоким, однако именно в средневековье коренятся многие культурные, научные и морально-этические достижения современной европейской культуры.

Рекоменудем посмотреть:

Философия
Первой философской системой античности была натурфилософия, сложившаяся в Ионии в V в. до н. э. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Основное вним ...

Русская художественная культура
Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к эт ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...