Искусство и быт

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, заимствованные из священного писания, причем требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божественности, святости, совершенства. Да и применялась живопись главным образом при оформлении интерьеров храмов в виде фресок и витражей, икон. При этом она должна была быть еще и нравоучительной: жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагались в определенном порядке на порталах соборов, обеспечивая проповедников иллюстрациями к их нравственным поучениям.

Церковное строительство выработало новый стиль - романский, опиравшийся на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания с толстыми стенами в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями и высоко расположенными узкими окнами. Свод поддерживали полукруглые романские арки, главный фасад и капители колонн украшались скульптурой или резьбой, стены покрывались фресками. Возникнув в неспокойное время, этот стиль позволял храму легко превратиться в крепость-убежище. Со второй половины 12 в. в Северной Франции, а затем по всей Европе распространяется новый стиль - готический. Технически он был более совершенным, его характерной чертой является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили полукруглые. В готике тяжесть конструкции несли колонны, а также расположенные вдоль всего здания контрофорсы, поэтому стены готических соборов утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных башен и башенок создавали впечатление легкости и пышности. Дома и даже замки до 10-го века строились из дерева. Крестьянский дом строился из самана, реже из дерева, если и использовался камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты с печью, которая топилася "по черному". Камень служил признаком престижа и богатства; однако впоследствии дерево сделалось более дорогим материалом. Архитектура каменных замков была бедной, так как преобладала утилитарная функция защиты: только позже стали появляться украшения, больше жилых помещений. Вся жизнь замка концентрировалась в главном зале. Мебели было немного: столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, куда складывали одежду или посуду. Жизнь феодалов была бродячей, они переезжали из замка в замок, и надо было иметь возможность легко уносить необходимое имущество. Функциональными предметами роскоши были ковры, которые вешали как ширмы, и они образовывали комнаты; ковры возили из замка в замок.

Одежда имела социальную значимость, так как указывала на социальную категорию: носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Особое внимание уделялось аксессуарам - головным уборам. Перчаткам, которые могли точно указывать ранг. Например, доктора носили длинные замшевые перчатки и береты, шпоры могли носить только рыцари. Среди богатых и просто зажиточных горожан распространилась роскошь в одежде, так что в конце 13-го века во Франции и Италии появились законы против роскоши, которые предписывали разницу в одежде, помогая поддерживать установленный общественный порядок. Несмотря на то, что уровень культурного развития в Средние века был односторонним и не слишком высоким, однако именно в средневековье коренятся многие культурные, научные и морально-этические достижения современной европейской культуры.

Рекоменудем посмотреть:

Роль справочной литературы по искусству в информационном обеспечении специалистов и любителей искусства
Справочная литература по искусству настолько многообразна, что включает типы справочников, нацеленные на информирование различных категорий читателей. В последние годы наблюдается возрастание интереса к вопросам искусства и культуры. Поэ ...

Пластические искусства
В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского ...

Интенция
Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо объект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во- первых, сам процесс нацеливания собеседника ...