Искусство и быт

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, заимствованные из священного писания, причем требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божественности, святости, совершенства. Да и применялась живопись главным образом при оформлении интерьеров храмов в виде фресок и витражей, икон. При этом она должна была быть еще и нравоучительной: жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагались в определенном порядке на порталах соборов, обеспечивая проповедников иллюстрациями к их нравственным поучениям.

Церковное строительство выработало новый стиль - романский, опиравшийся на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания с толстыми стенами в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями и высоко расположенными узкими окнами. Свод поддерживали полукруглые романские арки, главный фасад и капители колонн украшались скульптурой или резьбой, стены покрывались фресками. Возникнув в неспокойное время, этот стиль позволял храму легко превратиться в крепость-убежище. Со второй половины 12 в. в Северной Франции, а затем по всей Европе распространяется новый стиль - готический. Технически он был более совершенным, его характерной чертой является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили полукруглые. В готике тяжесть конструкции несли колонны, а также расположенные вдоль всего здания контрофорсы, поэтому стены готических соборов утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных башен и башенок создавали впечатление легкости и пышности. Дома и даже замки до 10-го века строились из дерева. Крестьянский дом строился из самана, реже из дерева, если и использовался камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты с печью, которая топилася "по черному". Камень служил признаком престижа и богатства; однако впоследствии дерево сделалось более дорогим материалом. Архитектура каменных замков была бедной, так как преобладала утилитарная функция защиты: только позже стали появляться украшения, больше жилых помещений. Вся жизнь замка концентрировалась в главном зале. Мебели было немного: столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, куда складывали одежду или посуду. Жизнь феодалов была бродячей, они переезжали из замка в замок, и надо было иметь возможность легко уносить необходимое имущество. Функциональными предметами роскоши были ковры, которые вешали как ширмы, и они образовывали комнаты; ковры возили из замка в замок.

Одежда имела социальную значимость, так как указывала на социальную категорию: носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Особое внимание уделялось аксессуарам - головным уборам. Перчаткам, которые могли точно указывать ранг. Например, доктора носили длинные замшевые перчатки и береты, шпоры могли носить только рыцари. Среди богатых и просто зажиточных горожан распространилась роскошь в одежде, так что в конце 13-го века во Франции и Италии появились законы против роскоши, которые предписывали разницу в одежде, помогая поддерживать установленный общественный порядок. Несмотря на то, что уровень культурного развития в Средние века был односторонним и не слишком высоким, однако именно в средневековье коренятся многие культурные, научные и морально-этические достижения современной европейской культуры.

Рекоменудем посмотреть:

Футуризм
После 1910 г. одновременно с акмеизмом возникает еще одно направление – футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилиз ...

Отношение русских иконографов к колористике
Феофан оставался верным традициям византийского колоризма. С особенным совершенством он владел басовыми тонами красочной палитры. В его иконах Благовещенского собора преобладают густые, плотные, насыщенные низкие тона. Павел в малиново-к ...

Трансформация баланса Восток-Запад
В настоящее время баланс между Востоком и Западом претерпевает существенные изменения. Дело в том, что Восток только совсем недавно – в последние 100-150 лет - начал выходить на мировую историческую сцену, и его роль (особенно в последние ...