Искусство как эстетический феномен

Информация » Стили в искусстве » Искусство как эстетический феномен

Страница 1

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы — те­ни идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженно­го (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государ­ство должен быть ограничен (гимны богам).

Для Аристотеля искусство — подражание действительности (миме­зис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием». Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подра­жание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные фак­ты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэ­зия выше истории. В этих положениях — первая попытка выявить специ­фику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть».

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смеш­ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаж­дения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусст­ва, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музы­кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души — гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Ис­пытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю произведение не может быть причислено к искусству только на основа­нии метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если изда­дут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физио­логом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика) Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэ­тическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал поня­тия: «фабула» («подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», — определен­ность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), «композиция». Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утвер­ждал, что предмет искусства — человек.

По Буало, главный предмет искусства — красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Французский аббат Дюбо в работе «Критические размышления о поэ­зии и живописи» искал пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.

По Баумгартену художественное познание отличается от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно кото­рой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познава­емого.

Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различали низшую познава­тельную деятельность (постижение прекрасного искусством) — и вы­сшую (постижение истины наукой). Баумгартен высказал мысль, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эсте­тическое, изящное искусство, мерило которого — рефлектирующая спо­собность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Исследование и изучение сказок
Главной стороной сложной проблемы происхождения сказочного вымысла в волшебных сказках - установление связи волшебного вымысла с обрядом — значит разъяснить многое в происхождении сказочной фантастики. Однако это не означает, что понята е ...

«Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел ...

Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее ...