Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Информация » Структура и состав современного культурологического знания » Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Страница 2

Тайлор ввел в науку понятие "пережитки". Он трактовал их как "живые свидетельства, памятники прошлого", которые свидетельствуют о единстве историко - культурного процесса. Они были свойственны более ранней стадии культуры и в силу привычки переносятся в другую, более позднюю стадию. В работе "Первобытная культура" приведено много примеров пережитков, в том числе такие. Деревянное сверло для добывания огня трением употреблялось в домашнем быту у многих примитивных или древних племен, а у новейших индусов сохраняется как освященный временем способ зажигания чистого жертвенного огня, в Швейцарии существует в виде игрушки. Современные азартные игры связаны с искусством гадания, которое было известно уже дикарям.

Тайлор сравнивал пережиток с рудиментом в живом организме. Анализ пережитков позволил ученому объяснить происхождение целого ряда поговорок, пословиц, обычаев, игр, этикетных правил. Как оказалось, у них древняя история. Изначально они имели мифологическое содержание, наделялись магическим смыслом. Но со временем они все более приобретают метафорический характер, переходя в область поэзии. Это служит доказательством того, что для понимания современного состояния культуры нужно обращаться к ранней культуре, какой бы примитивной и алогичной она ни казалась.

Тайлор создал первую развернутую теорию происхождения и развития религии. Он ввел в этнографию понятие "первобытный анимизм". Анимизм происходит от латинского слова "анима" - душа или "анимус" - дух.

Анимизм - это вера в существование души и духов.

По мнению Тайлора, религия произошла от веры первобытного человека в способность души, духа отделяться от тела.

Доказательством этого для первобытных людей были такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаилетаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления, которыми ныне занимается парапсихология. Они доказывают, что в каждом человеке имеется особая субстанция - душа, которая может покидать свою телесную оболочку. Из представлений о душе развились представления об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворявших силы природы, к монотеистической вере в единого бога.

Тайлор показал связь анимизма с другими религиозными представлениями первобытности - фетишизмом и тотемизмом.

Фетишизм - это вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов.

Фетишем мог стать любой предмет, почему - либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов - оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу.

Фетишем иногда становилась часть чего - то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком или даже татуировкой на теле. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым покланяются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из камня, дерева, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. Э. Тайлор относил к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующие у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда - то в Перу и Египте. В основе существования фетишей такого рода лежит мысль о реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда - то бывших живыми.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в рука ...

Историография Эпохи Возрождения
Французское слово Ренессанс стало употребляться для обозначения культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г. ...

Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина ...