Стиль модерн

Информация » Стиль модерн

Искусство с давних лет является неотъемлемой частью жизни людей. В нем консолидировались духовные ценности и усилия людей разных эпох и времен.

Произведения искусства воспринимаются не только сознанием, они оказывают большое эмоциональное воздействие на личность в целом, пробуждая эстетические потребности. Характер художественной культуры зависит, прежде всего, от социально-политического строя общества. Им определяются не только идейное содержание художественных произведений, но и направленность самих художников, а, следовательно, и судьбы искусства данной общественной формации.

Искусство как форма общественного сознания тесно связана с идеологией. Но поскольку идейный строй произведений искусства выражается, как правило, не непосредственно, а опосредствованно, специфически присущим искусству художественным языком, то идейный их смысл не всегда раскрывается сразу.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. философы и художники разрушили «музейные стены», вывели произведения искусства в реальную жизнь, наполнили ими окружение. На Западе изобразительное искусство постепенно охватило сферу дизайна, превращая каждую промышленную вещь в эстетически совершенную. Работы модернистов заметно отличались от произведений искусства, ранее созданных человечеством: «чистое» творчество проявило себя в произведениях станковых, которые материализовали подсознательные, интуитивные движения, выявляя иррациональное в противовес логизированному созданию вещей.

Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах; в рядах модернистов оказывались художники, писатели, поэты, подчас не знавшие друг друга и не связанные между собой общими стремлениями и идеалами. Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический метод. Это в свою очередь определяет общность решения эстетических проблем в различных направлениях модернизма. Модерн как стиль просуществовал недолго и был забыт на многие годы. В последнее время, протест против засилья техницизма, рутинности, практицизма привел к появлению новой волны интереса к модерну, что обусловливает актуальность темы работы.

Основная цель предпринятой работы – проанализировать характерные черты стиля «модерн» и показать его влияние на все виды художественной деятельности конца ХІХ – начала ХХ века на основе творчества М. Врубеля, как ярчайшего представителя русского модерна.

- В качестве отдельных задач будут рассмотрены следующие вопросы:

- модерн в зарубежном и русском искусстве ХІХ - нач. ХХ в.;

- роль сказочной темы в творчестве Врубеля в формировании нового стиля;

- роль сценографии в творчестве М. Врубеля в выработке условного языка;

- особенности портретного творчества М. Врубеля.

Изучению модерна вообще и творчества М. Врубеля в частности, посвящена работа И. Куликовой, где модерн представлен с позиций советского реализма и характеризуется как один из видов не совсем понятного буржуазного искусства. Такая же точка зрения представлена в книге Н. Малахова «О модернизме». Иную точку зрения выражает о модерне В. Серебровский, который с большим пониманием и любовью пишет о прекрасном своеобразии модерна и его влиянии на все виды искусства. Изучению творчества М. Врубеля, его связи с музыкальным театром и литературой, и о их взаимовлиянии пишет свои работ П. Суздалев. Модерну посвящен ряд статей в периодических изданиях.

Рекоменудем посмотреть:

Роль «Иенской школы» в культуре Германии
В конце XVIII столетия складывается группа передовой творческой интеллигенции, оказавшая огромное влияние на духовную жизнь не только Германии, но также и за ее пределами. Впоследствии она была названа «иенской школой». Ее членами являлис ...

Основоположники и мастера авангарда в России
Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 дек ...

Теоретическое исследование проблемы
Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости. В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искус ...