Основные социальные функции культуры

Информация » Структура и функции культуры » Основные социальные функции культуры

Страница 2

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь­ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по­скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис­темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя­тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни­кации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди полу­чил и необычайно широкие возможности передачи друг другу раз­нообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и техниче­ских символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складыва­ются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансля­ции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохране­нием и распространением информации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст­ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви­дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна­ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще­ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации поз­воляет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обы­чаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложив­шихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональ­ный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать за­фиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, об­щественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определен­ные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поко­ление благодаря социализации.

По мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Ничто не сковывает талант так, как неволя
Щепкин стал профессиональным актером в провинциальном театре и прошел все роли от малозначительных до главных. Он по-прежнему оставался крепостным, однако жить стало легче: теперь в жизни была цель. После дебюта в “Зое” Щепкиным “затыкал ...

Мастерство С.Щедрина
Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. Чувство наслаждения природой у Щедрина неразрывно сливается с радостью художника, могущего передать это чувство своей живописью. По содержанию своих работ Щедрин был значительно выше ...

Барокко
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренци ...