Техника выполнения геометрической резьбы

Резьба по дереву » Техника выполнения геометрической резьбы

Страница 1

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во­локон древесины. В этом случае поверхность изделия по­лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх­ность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не ме­няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко­сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок на­клоняют вправо или влево. Угол наклона дол­жен быть в пределах 30—40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны­ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез­чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от­дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требу­ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря­мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси­ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую — от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про­филь которой должен соответствовать дуге окружнос­ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок­ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2—3 мм. Таким образом, делают надре­зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно­ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред­ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи­лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани — движением к себе свер­ху вниз, а верхние — движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу­круглую стамеску соответствующего размера. Стамес­ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от­скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Терминологические справочники
Значительную группу справочников составляют терминологические словари, объединяющие термины и понятия в той или иной области искусства. В таких изданиях особенно нуждаются любители искусства, читатели, занимающиеся самообразованием. Рассч ...

Символизм в Западной Европе
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенно ...

Псковская иконопись
Свое ярко выраженное лицо имеет псковская иконопись. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением цветовых пятен. Рисунок неточный, но всегда выразительный. Колорит густой и скорее сумрачный, с преобладанием изумрудн ...