Техника выполнения геометрической резьбы

Резьба по дереву » Техника выполнения геометрической резьбы

Страница 1

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во­локон древесины. В этом случае поверхность изделия по­лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх­ность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не ме­няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко­сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок на­клоняют вправо или влево. Угол наклона дол­жен быть в пределах 30—40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны­ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез­чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от­дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требу­ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря­мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси­ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую — от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про­филь которой должен соответствовать дуге окружнос­ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок­ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2—3 мм. Таким образом, делают надре­зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно­ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред­ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи­лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани — движением к себе свер­ху вниз, а верхние — движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу­круглую стамеску соответствующего размера. Стамес­ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от­скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Педовки, позёры
Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. неудачный начес уже можно отнести к педовкам. но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в ...

Самоосознание эпохи Ренессанса
К 15 в. итальянские писатели,художники и архитекторы четко осознавали происходившие изменения и использовали такие выражения, как modi antichi (в античном стиле) или alle romana et alla antica ( в римском стиле и в стиле древности ) для о ...

Вклад С.Щедрина в живопись
Сильвестр Щедрин - выдающийся русский художник-пейзажист первой половины XIX века, внесший своим искусством неоценимый вклад в историю развития реалистической пейзажной живописи. В основе классического пейзажа конца XVIII - начала XIX ве ...