Развитие представлений о культуре

Информация » Развитие представлений о культуре

Страница 1

Появление дисциплины культурологии (науки о культуре), систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в.

Взаимодействие научных дисциплин при исследовании культуры свидетельствует о целостности и единстве изучаемого ими предмета, о наличии общего для них всех проблемного поля.

Прежде всего, с культурологией взаимодействует философия культуры - философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Антрополог (этнолог), гуманитарий (филолог и историк) и социолог также претендуют сегодня в первую очередь на звание культуролога. Каждый из них имеет дело с особым типом культуры, для чего использует специфические для данного типа методы исследования. Разумеется, тем самым не исключается право других наук на изучение культуры.

Проблема, однако, не только в наличии разных типов культуры, но и в существующих между ними стыках и переходах. Как этническая культура соотносится с национальной, а обе они - с массовой? Какова судьба каждой из них в мире современных информационных технологий? Именно эти вопросы вызывают сегодня наибольшую озабоченность и споры. В процессе их решения завязываются междисциплинарные контакты и связи, что приводит к расширению теоретической и методологической базы современной культурологии.

Так, перенесение Леви-Строссом методов структурной лингвистики в область этнологии привело к появлению структурной антропологии. Можно привести и другие примеры использования науками о культуре методов, заимствованных ими из других, в том числе и естественных, наук. Взаимодействие научных дисциплин при исследовании культуры свидетельствует о целостности и единстве изучаемого ими предмета, о наличии общего для них всех проблемного поля.

О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Именно у древних римлян появилось слово "cultura", которое, среди прочего, означало "возделывание", "обработку", "уход".

Однако отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н. э).

То, что отправной точкой в данном случае считают римлян, а не греков, не означает того, что между ними были серьёзные разногласия. В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне - продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции.

Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к тому классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв. Силой, возделывающей ум и душу человека, у Цицерона оказывается античная образованность, и, прежде всего греческая философия.

Именно благодаря ей, а также ораторскому искусству, человек, согласно Цицерону, становится достойным гражданином, способным соотносить общий и частный интересы. Культура, по Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Успенский собор
Время создания: 1160 г. Собор построен по приказу князя Мстислава Изяславича, но не в детинце, а в окольном городе. Для строительства собора князь привел во Владимир переяславских зодчих, так как до этого он правил в Переяславле-Русском. ...

Роль музыки в формировании молодежных субкультур
Однако, музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений (молодежных субкультур). В ...

Портрет эпохи Адриана
Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения были характерно сосредоточение на внутреннем, стремление уйти от реальности, глубокий интерес к образованности, а также обращение к греческой культуре. Адриан был э ...