Развитие представлений о культуре

Информация » Развитие представлений о культуре

Страница 3

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие (в том числе культуры) - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий.

В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии можно также выделить три направления:

изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ в. занимались так называемая этнология, а также "культурная" и "структурная" антропология;

изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;

изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.

В методологической плане в современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделить три основных подхода.

1. Позитивнонаучный подход, который своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры.

При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.

2. Классический подход, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта, Г. В.Ф. Гегеля, с определенными оговорками К. Маркса. Здесь анализ культуры признается научным.

Но культурно-исторической теория, вышедшая из недр философской классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе.

Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.

3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В. Дильтей, О. Шпенглер, во многом З. Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу.

В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур.

Так Б. Малиновский создал теорию культуры, в основе которой лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные.

Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Полковые праздники
На более узкий круг участников были рассчитаны полковые празднества лейб-гвардии. Они отмечались в полках и во дворце, где устраивались обеды для высших гвардейских офицеров. Такого рода застолья, появившиеся во дворце при Петре Великом к ...

Словари отдельных жанров искусства
Одной из разновидностей справочников-словарей являются словари, суммирующие сведения об одном из жанров того или иного вида искусства, например «Драматический словарь», «Словарь опер», «Оперные либретто» и др. Так, уникальный справочник ...

Дальше на очереди панки
Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь не так давно, в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих в ...