Техника выполнения контурной резьбы

Резьба по дереву » Техника выполнения контурной резьбы

В композициях контурной резьбы используют раз­нообразные линии, которые образует контурная канав­ка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по­могая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие ре­льефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре­зать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверх­ность, так и на лакированную или окрашенную. Часто по­верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут ост­рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: кру­тую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста­меску.

Иногда при контурной резьбе надрез контура с вну­тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш­ней стороны — полого. Это делает рисунок более выра­зительным.

Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба — это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным ви­дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, остава­ясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил­люзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож­ность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разно­видностей:

- резьба с заоваленными контурами;

- резьба с подушечным фоном;

- резьба с подобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри­сунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду­шечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выпол­няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в преде­лах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре­льефом разной высоты. Изображение может быть углуб­лено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

барельефная резьба — резьба с низким релье­фом; узор выступает над фоном незначительно, харак­тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает много­плановые композиции, способствует лучшему выявле­нию формы изображения.

Рекоменудем посмотреть:

Многоуровневое строение культуры
Культура не существует вне человека. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому ...

Федоскинская лаковая живопись
Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты ...

Религии Востока как детоводители ко Христу
Конечно, с христианской точки зрения в данной ситуации требуются существенные оговорки – ведь, как известно, Восток в своем большинстве является нехристианским, а потому его религиозность не может быть признана здравой и верной. Восток ож ...