Символизм

Страница 1

Рассмотрим последовательно основные художественные течения "серебряного века". Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках "Русские символисты" (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал "Весы". В русской литературе выделяются "две волны" символизма. Первая связана с именами "старших" символистов - В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К "младшим" же приверженцам символизма (иначе, к "младосимволистам") относятся А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.

"Ключевым" словом эстетики символизма было философское понятие "символ", которое трактовалось как "связь между двумя мирами", как "знак иного мира в этом мире". В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.

Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к "надвременным" проблемам:

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий? -

так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.

У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, "кассандровское начало". Эсхатологические предсказания "конца культуры", "края истории", "гибели России" звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну - музыкальную сущность мироздания. Удел творца - вслушиваться в звуки "вселенской симфонии", постигать невидимые миры. С культом "музыкальности" наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций "скрытой музыки".

Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский (1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии - "мистический символизм". Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды - небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего "Я". Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: "Христос и Антихрист", "Смерть Богов (Юлиан Отступник) ", "Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) ", "Антихрист (Пётр и Алексей) ", трилогия из русской жизни "Павел I", "Александр I", "14 декабря".

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекоменудем посмотреть:

Георгиевский собор Юрьева монастыря
Время создания: 1119 г. Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. Сохранилось также имя создателя храма - им был «мастер Пётр». Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. Формы храма просты и незамысловаты, ...

Опыт российских специалистов
В последние годы система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организацией общественного мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных ...

Религии Востока как детоводители ко Христу
Конечно, с христианской точки зрения в данной ситуации требуются существенные оговорки – ведь, как известно, Восток в своем большинстве является нехристианским, а потому его религиозность не может быть признана здравой и верной. Восток ож ...