Теоретическое исследование проблемы

Страница 1

Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости.

В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искусство в зависимость от нового порядка и использует его как средство прославления своих военных успехов. Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров (римские триумфальные арки, колонны, которые воздвигнуты в честь побед римских императоров) перекликаются с захватнической политикой Наполеона. Наполеон в честь своих побед тоже воздвигает архитектурные сооружения: Вандомская колонна в Париже и др. Искусство, призванное служить пробуждению чувств свободы, на самом деле подавляет человеческое сознание своим тяжеловесным величием.

В период с 1804 г. по 1815 г. в искусстве и костюме царит стиль "ампир" (первая империя Наполеона). Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине 18 века классицистического направления.

Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии: ампир - от французского "empire", империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.

Особенно ярко классический стиль "ампир" проявился в архитектуре и в изобразительном искусстве.

Стиль "ампир" выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные победы Наполеона. Революция сделала доступным народу искусство: Лувр - бывший королевский дворец, в 1791 г. становится музеем, куда поставляется большинство картин, висевших ранее только на стенах французских дворцов; часть дворцов превращена в музеи, которые заполняются картинами, захваченными Наполеоном по всей Европе. Народ увидел полотна Рубенса, Тициана.

Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, если свободно возникший Классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.

Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле определил его как "затвердевший стиль Людовика XVI" в. Император Наполеон желал пышности и великолепия и формы античной классики или французского классицизма здесь не совсем годились. В 1812г. вышло в свет сочинение придворных архитекторов Наполеона Ш. Персье и П. Фонтена "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", ставшее "Библией нового стиля". В 1786-1792 гг. Персье и Фонтен работали в Италии, и хотя они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", что уже было, по своей сути, декларацией эклектики, все же на первом месте для них был "величественный стиль римлян". В следовании этому стилю придворные художники Наполеона доходили до абсурда в своей театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Маль-мезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Поистине, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг".

Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства.

Существуют и иные отличия Ампира от Классицизма. Если в Классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в

Ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы. Для

Классицизма характерны мягкие, приглушенные цвета, для Ампира яркие - красный, синий, белый с золотом.

Примечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Ж. - Л. Давиду. Давид разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800г. Давид написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, наподобие античных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Позиции современного кино в Якутии
Все фильмы, сделанные в Республике Саха, были сняты на цифровую аппаратуру. Отсутствие пленочного варианта закрывало им путь на крупные фестивали, регламент которых признает легитимным лишь картины на традиционном носителе. Нет «выхода на ...

Иван Прокофьев
Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге. В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокоф ...

Скульптура
Спор по поводу того, существует ли такое понятие как "римский стиль", по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры. Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов, репутация римских ...