Теоретическое исследование проблемы

Страница 1

Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости.

В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искусство в зависимость от нового порядка и использует его как средство прославления своих военных успехов. Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров (римские триумфальные арки, колонны, которые воздвигнуты в честь побед римских императоров) перекликаются с захватнической политикой Наполеона. Наполеон в честь своих побед тоже воздвигает архитектурные сооружения: Вандомская колонна в Париже и др. Искусство, призванное служить пробуждению чувств свободы, на самом деле подавляет человеческое сознание своим тяжеловесным величием.

В период с 1804 г. по 1815 г. в искусстве и костюме царит стиль "ампир" (первая империя Наполеона). Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине 18 века классицистического направления.

Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии: ампир - от французского "empire", империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.

Особенно ярко классический стиль "ампир" проявился в архитектуре и в изобразительном искусстве.

Стиль "ампир" выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные победы Наполеона. Революция сделала доступным народу искусство: Лувр - бывший королевский дворец, в 1791 г. становится музеем, куда поставляется большинство картин, висевших ранее только на стенах французских дворцов; часть дворцов превращена в музеи, которые заполняются картинами, захваченными Наполеоном по всей Европе. Народ увидел полотна Рубенса, Тициана.

Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, если свободно возникший Классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.

Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле определил его как "затвердевший стиль Людовика XVI" в. Император Наполеон желал пышности и великолепия и формы античной классики или французского классицизма здесь не совсем годились. В 1812г. вышло в свет сочинение придворных архитекторов Наполеона Ш. Персье и П. Фонтена "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", ставшее "Библией нового стиля". В 1786-1792 гг. Персье и Фонтен работали в Италии, и хотя они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", что уже было, по своей сути, декларацией эклектики, все же на первом месте для них был "величественный стиль римлян". В следовании этому стилю придворные художники Наполеона доходили до абсурда в своей театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Маль-мезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Поистине, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг".

Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства.

Существуют и иные отличия Ампира от Классицизма. Если в Классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в

Ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы. Для

Классицизма характерны мягкие, приглушенные цвета, для Ампира яркие - красный, синий, белый с золотом.

Примечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Ж. - Л. Давиду. Давид разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800г. Давид написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, наподобие античных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Свадебные традиции и обычаи народов мира
Независимо от того, в какой точке мира играют свадьбу и к какой национальности принадлежат молодожены, свадьба будет самым радостным, ярким и запоминающимся событием в их жизни. И все-таки – сколько стран и народов, столько существует сва ...

Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о ...

Русская архитектура и изобразительное искусство России XVIII в
Первые годы XVIII в. ознаменовались для России важными историческими событиями, связанными с борьбой за выход ее к Балтийскому морю, что было жизненно необходимо для существования государства. В 1700 г. Россия начала Северную войну проти ...