Теоретическое исследование проблемы

Страница 2

Характерна еще одна особенность Ампира. Ампир по своей сути космополитичен, но не интернационален, как, к примеру, Готика. Он откровенно враждебен к народным традициям. Как выражение имперских притязаний Наполеона на мировое господство, он насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран по существу не приняла этого стиля и только единственная страна-победительница Россия добровольно экспортировала "стиль империи".

В Европе, таким образом, было две разновидности Ампира: французский и русский. "Русский ампир" был несколько мягче французского. Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, "петербургского ампира" был К. Росси, он и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Провинциальный

"московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием.

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения.

Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы).

Парадные дворцовые интерьеры богато украшались живописными панно, навеянными помпеянскими росписями, рельефами, напоминающими египетских сфинксов, вазами, мебелью и бронзой античного типа.

В России ампир прославлял государственное могущество, выражал патриотические чувства.

Требования моды в стиле "ампир" к скульптуре доходили до смешного: даже политические деятели (в духе античных героев) изображались нагими.

Со стилем ампир искусство становится более масштабным, монументальным. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального.

Интерьеры тоже оформлялись в стиле "ампир" и носили парадный, холодно-официальный характер. В залах царит холодная величавость, которая проглядывалась в утяжеленных архитектурных деталях, в приземистых колоннах и пилястрах, покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Стены украшались античными орнаментами (характерные элементы орнамента - античные лавровые венки, пальмовые ветви, факелы - элементы римского декора), стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком, росписями. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого цвета. Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо кессонируются.

Обстановка выполнялась на античный манер - прямые длинные кушетки, неудобные кресла с низкими сидениями, кровати с пологом сверху, завершали интерьер белые алебастровые вазы. Модная мебель выполнялась из красного дерева с бронзовыми накладками, а иногда мебель была светлой, лакированной, с позолотой. Обивка кресел и кушеток выполнялась из темных оттенков зеленого цвета. Освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться колонками, пилястрами, карнизами. В оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и т.д.

В интерьере не последнее место занимали бронзовые люстры и светильники. Вот такой характер был присущ интерьеру и мебели ампира Франции. Во Франции даже начинают издаваться альбомы, которые рекламировали мебель в стиле "ампир", и распространяться в других странах Европы, привыкших подражать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона. (Приложение А).

Разительные перемены произошли и в одежде. Мода XIX в. развивалась под влиянием быстрого роста промышленности, искусства, конкуренции в торговле.

Костюм теряет свое классовое значение. На смену придворным модам приходят моды буржуазные, для которых характерно внешнее единообразие. Все слои городского населения начинают одеваться одинаково. Теперь мужской костюм перестает подчеркивать праздность и безделье, а становится деловым костюмом.

Принадлежность владельца костюма к тому или иному классу определялась наличием и числом модных туалетов, элегантностью покроя, мастерством исполнения, качеством используемой ткани, белизной белья. Для мужчины считалось дурным тоном яркость костюма, обилие украшений. Женщина отражает положение своего мужа в обществе, является как бы рекламой благосостояния, символом процветания его дел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть: