Техника выполнения прорезной резьбы

Резьба по дереву » Техника выполнения прорезной резьбы

На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инстру­мент, применяемый в прорезной резьбе, — электро­лобзик.

Скульптурная (объемная) резьба — это художественно об­работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одно­стороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри­вается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, худо­жественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьба служила для украшения инте­рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни­ки кресел украшали фигурами фантастических живот­ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ­ная станковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:

- изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

- разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;

- обруб основных форм;

- проработка рельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба — это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за­точкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за­щитные покрытия.

Домовая резьба — это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и доло­та. Как правило, домовая резьба применяется для ук­рашения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:

- рельефной — такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;

- прорезной (пропильной) — такой ажурной резь­бой, выполненной с помощью лобзика, украшали фрон­тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

- объемной — такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже — гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» — фигурное изображение го­ловы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украше­ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо­статки. Так, при высыхании или увлажнении доски ча­сто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Полу­чить нужную ширину заготовки можно путем склеива­ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо­не, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно вы­сокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.

Прифугованные заготовки закладывают в струбци­ны, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения за­готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щиты после высыхания тщательно выст­ругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва­ют, так как при шлифовке крошки абразивного порош­ка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.

Рекоменудем посмотреть:

Сезанн
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Постимпр ...

Знания древних египтян
Величайшим памятником культуры древних египтян являются пирамиды. Древнеегипетские рабочие по праву гордились своим мастерством строителей пирамид. Иногда это проявлялось в желании увековечить название своей артели; они малевали его крас ...

Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о ...