Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).
Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.
Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гиперболизации.
Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.
Известно много разновидностей орнамента.
По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:
- - сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
- замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).
ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
Рекоменудем посмотреть:
Сад камней храма Рёан-дзи
Самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Реан-дзи — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были То ...
Бартоломео Растрелли
Родился в семье, принадлежавшей к числу потомственных горожан Флоренции. Фамилия Растрелли пользовалась дворянскими привилегиями.
Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский я ...
Саморефлексия медиа в фильмах ужасов 1990-х годов
В фильмах ужасов 1990-х гг. появляются специфические визуальные и нарративные приемы, в которых обыгрывается фантэзматический характер современной киновизуальности. Например, в фильме ф. Копполы «Дрзкула Брэма Стокера» (1992) есть обязате ...
Навигация