Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»

Информация » Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии » Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»

Страница 1

В конце XIX в. оформляются теории, которые противостояли как эволюционизму, так и диффузионизму. Культурный релятивизм (от латинского relativus - относительный/ в культурологии означал взгляды, утверждавшие множественность культур, путей их развития и ценностных систем. Релятивисты отвергали принцип единства всемирной истории человечества, универсальный законы развития общества, выступали против теорий однолинейной эволюции. Они утверждали, что каждая культура имеет свою доминирующую черту, свой «фокус», вокруг которого собраны остальные ее элементы.

Культурный релятивизм обосновывался в теориях культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций». Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов был разработан русским социологом Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885 гг.) и изложен в его книге «Россия и Европа» (1869 г.). Им было выделено 13 локальных культурных типов:

египетский;

китайский;

ассиро-вавилоно-финикийский;

индийский;

иранский;

еврейский;

греческий;

римский;

аравийский;

романо-германский;

славянский;

мексиканский;

перуанский.

Каждый из типов объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, развивается от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Взаимоотношения между типами Данилевский описывает при помощи биологических построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Так же как и биологические виды они проходят естественные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 типов, которые полностью или частично исчерпали возможности своего развития.

Данилевский раскрывает 4 разряда исторического самопроявления типов: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Т.е. в разных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная деятельность - в еврейской культуре, культурная -в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным и призванным осуществить руководство всемирно-историческим процессом. Таким образом он выдвигал славянофильскую идею противостояния «мессианской» (избранной богом) культуры России культурам Запада.

В последние годы жизни Данилевский в полемике с дарвинизмом внес в свою концепцию эволюционистскую идею, основанную на божественных началах.

Другой вариант теории культурно-исторических типов был развит немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936 гг.). Культура понимается им как организм, который обладает жестким единством и обособлен от других, подобных организмов. Замкнутость отдельных культур, их своеобразие превращается в автономность, отрицающую их взаимодействие. Это означает, что единой человеческой культуры быть не может.

Шпенглер выделяет 8 культур:

египетскую;

индийскую;

вавилонскую;

китайскую;

греко-римскую или «апполоновскую»;

византийско-арабскую или «магическую»;

западноевропейскую или «фаустовскую»;

культуру майя.

По мнению автора ожидается рождение новой культуры - руссоко-сибирской.

Мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых универсальна, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Шпенглер создал концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных временем, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура.

В жизни каждой выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая - их закостенением. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. В концепции Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: бурное развитии техники; разрастание городов в мегаполисы; появление массовой, технологически ориентированной культуры; превращение региональных форм в мировые; наступление эпохи цезаризма

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Портрет Северов
Для истории Римской империи смутное время III века н.э. является эпохой распада и деградации, но одновременно для изобразительного искусства это время стало чрезвычайно продуктивным. Более того, 2-ю четверть III века исследователи называю ...

Представление о справочно-информационном обслуживании
Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию. Другими словами это проблема разрыва между накапливаемо ...

Религия
Александр 6, Боржианский священник, заполучивший дурную репутацию через коррупцию. Реформация и контрреформация. Следует подчеркнуть, что новые идеалы гуманизма, хотя и носили скорее мирской характер в некоторых аспектах, развивались при ...