Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии

Информация » Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии

Уже в самые отдаленные времена философов волновали вопросы: почему существуют различные языки и обычаи, как объяснить, что живущие в одно и то же время и в одном и том же регионе народы ведут разный образ жизни, имеют разные несхожие традиции в культуре, наконец, что же такое культура вообще, как она возникла, в чем ее роль, ее значение для существования народов, сословий, классов, государств и каждого отдельного человека? Ответы на эти, а также и другие вопросы по проблемам культуры, давались давно, еще с древнейших времен.

Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской общественной мысли со второй половины ХУШ в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами. Например, дхарма в индийской философии и религии. Это понятие означало царящий над миром вечный моральный закон и определяло культурно-нравственную установку для правильной жизни. У древних греков мы встречаем такое понятие как пайдейя, подразумевавшее образование, гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. С ним связано представление об общем образовании и занятиях, пользующихся уважением в среде свободных людей. Эллины видели в пайдейе главное свое отличие от некультурных варваров.

В позднеримскую эпоху складываются представления, передаваемые основным смыслом слова «культура». В это же время под культурой стали подразумевать позитивно оцениваемый городской уклад общественной жизни. Такое понимание сохранялось и в средние века.. Слово «культура» стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.Для просветителей характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. Так, французские просветители XVIII в. Вольтер, Тюрго сводили содержание культурного процесса к развитию человеческого разума. Культурность нации или страны состоит в разумности их обществ, в противоположность дикости и варварству первобытных народов. Разумность общественных порядков и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, - сделать всех людей счастливыми. Человек должен жить в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы, натуры. Эта концепция культуры получила название натуралистической.

Рекоменудем посмотреть:

Быт
Несмотря на то, что между разными греческими городами – государствами существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над детьми. Он ...

Ренессанс севера
Начавшуюся на севере Европы Эпоху Возрождения назвали Северный Ренессанс. Направление вначале возникло во Франции после вступления в Италию войск короля Чарлза-8. Френсис-1 привез в страну работы итальянских художников, а также некоторых ...

Основные социальные функции культуры
На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции. 1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, ...