Историко-философские традиции в анализе культуры

Страница 1

В XIX в. проблемы культуры, ее развития, культурных традиций приобрели особое значение в связи с острыми политическими и социально-экономическими проблемами народов Западной Европы, претендующей в те времена на первенство в мире. Примерно в этот период из общих идей философии просветительства, характерных для эпохи буржуазных революций и поступательного развития буржуазного общества, выделились и определились две противоположных тачки зрения на культуру, Первая рассматривает культуру как средство закабаления человека, превращения его в послушное орудие чуждых и враждебных человеку сил. Вторая считает культуру средством облагораживания человека, превращения его в собственно человека, носителя цивилизованного начала, развивающего и общество и самого себя.

Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). Он рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. По своей природе человек вообще антикультурен. Он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для подавления и порабощения людей.

Из этих общих позиций представители пессимистического взгляда на культуру делают разные выводы. Философы, в той. или иной степени разделяющие взгляды Руссо, вслед за ним резко критикуют современные им культурные традиции, определяющие существующие социальные, экономическое и политическое неравенство. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Не меньшим злом по мысли Руссо являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребенка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство. Поэтому детей необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов, с учетом их склонностей и способностей.

В работах известного немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900гг.) вопросы соотношения человека и существующего мира культуры решаются с позиций пессимизма и иррационализма - отрицания возможностей разума в процессе познания. Человек по мысли Ницше изначально антикультурен. Он - природное существо, а культура создана для его подавления и порабощения. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом, морально-правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует западная культура. Ницше разоблачает несостоятельность этих иллюзий, мифов, благодаря которым могут существовать слабые, никчемные, больные люди. Он сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека, для которого нравственность рассматривается как упадок. Запрет на естественные поступки и желания человека, мораль - это вмешательство разума, который ограничивает стихийные инстинкты человека, и из-за этого человек становится больным существом, отрицающим самого себя. Только сверхчеловек способен отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить. Такой человек порывает с обществом и реализует свою личную свободу.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Ю. Смит - фотожурналист
Кто самый выдающийся фотожурналист прошлого века? Большинство фотографов, если их спросят, ответят: «Юджин Смит». По многим показателям У. Юджин Смит кажется неподходящим для этой почтеннейшей, хотя и неофициальной чести. Он достиг почти ...

Спасо-Преображенский собор
Время создания: 1152—1157 гг. Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. Ширина храма больше, чем его высота. Это почти ...

Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества
Заметим, что основное в содержании культуры — не вещи, а человек, общество. Все ее виды — культура производства, культура управления, политическая культура, художественная культура, культура межличностных отношений, экологическая и тому п ...