Позиции Ницше были развиты в работах немецких и французских философов-экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры. Так, немецкий философ Мартин Хайдеггер /188б-1976гг./ резко выступает против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к человеку обстоятельствам. В подчинении человека вещам, расхожим мнениям и заключается главная беда культуры, ломающей личность, ее самобытность. Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, его бытие становится не подлинным, фальшивым. Он должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы и культуру.
Философские взгляды Ницше на культуру и человека в мире культуры более глубоко были разработаны в философии психоанализа. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1839 гг.), работавший в Австрии, а затем в США, создает динамическую концепцию психики личности. Он подчеркивает, что человек в условиях культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием раздирающих сознание личности противоречий между собственными желаниями и предписывающими определенное поведение нормами культуры. Эти нормы Фрейд называет табуированными (запрещающими). Поэтому каждый человек становится или нервопатом или вынужден перемещать свою нерастраченную энергию либидо (полового влечения) в искусство, науку, политику. Таким образом, по Фрейду, вся западная культура создается теми людьми, которые не нашли адекватного сексуального партнера и вынуждены были переключить свою энергию на создание больной и гибельной для человечества духовной культуры.
Последователи Фрейда создали особую школу культурного психоанализа, получившую широкое распространение в США и Канаде. Наиболее известным представителем этой школы является Эрих Фромм (1900-1980 гг.), который в целом ряде своих работ подчеркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть?». Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты, и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует чувство безопасности и защищенности. В условиях современного общества перед любым человеком встает вопрос о смысле своего существования. Осуществляя свой выбор человек становится или субъектом бытия и раскрывает свое внутреннее достоинство, богатство внутреннего мира, или превращается в объект, вещь, частицу рыночных отношений, содержанием которых является обладание вещами, деньгами, другими внешними и не подлинными атрибутами бытия. Если человек выбирает первый путь существования, то он обретает подлинную свободу, независимость, сохраняет свое неповторимое «Я». Во втором случае обман не подлинного существования приводит человека к отказу от индивидуальности, подчинению толпе и ее мнениям. Это нередко ведет к деструктивному поведению, стремлению к уничтожению, разрушению внешнего мира, а порой и самого себя, как не сумевшего добиться реализации целей обладания.
Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая так же резко отрицательно относится к современной культуре. Современная жизнь с ее достоинствами комфорта, безопасности и удобства бытия формирует нежелание бороться за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности. Борьба за свободу человеческого существования, по мнению представителя этой школы Герберта Маркузе (1898-1979 гг.), должна начинаться со всеобщего отрицания (тотальной негации) культуры.
Рекоменудем посмотреть:
Научная и педагогическая деятельность
В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых ...
Исторические черты появления раннехристианского
искусства
Мостом между искусством собственно средневековья и античным явилось так называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи. Его начали изучать еще в эпоху Выс ...
Гений Дали
Мало быть талантливым художником, надо еще уметь и подать себя, устроить шум, выгодно продать свои творения. Нужна, как мы говорим сегодня, большая раскрутка. В этом смысле Сальвадор Дали ─ не без помощи Гала, а может быть, именно б ...
Навигация