Зарождение римской религии

Страница 2

«Древнеримская религия представляла собой в древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед везде присутствующими таинственными духовными существами. По мнению Латте К. «История римской религии» - это была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось военными потребностями. В первую очередь культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников» (Штаерман,13).

Любая религия, тем более у земледельческих народов, начинается с культов плодородия. Но с такими культами сильное государство или даже маленькое общество не построишь. Поэтому более импонирует гипотеза Дюмезиля, где он говорит о трех классах богов.

Первоначально римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев-основателей города. Весь мир у римлян был полон духов, которые обитали и в воде, и в полях и где угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина имел своего собственного духа-покровитлея гения, в котором проявлялась сила личности.

В отличие от греческих богов римские не имели человеческого облика (сами римлян называли их «нумина» - «имена»), им не ставили ни статуй, ни храмов. Хотя даже у этрусков божества имели человеческий облик. Римляне были людьми более приземленными с меньшим воображением, нежели фантазеры-греки. Духов же, чтобы они помогали, необходимо задобрить. Это делали путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Человеческих жертв не встречается, зато потом в качестве жертв римляне приносили себя во благо государства.

Устраивали праздники в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена религиозные обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции стали исполнять жрецы.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Анализ информации об аналоговых решениях
Ампирная линия талии - главная составляющая новой моды. Чтобы заявить о себе в полный голос, новым силуэтам понадобилось некоторое время. И это неудивительно, т.к до признания любой модной идеи с момента первого ее появления на подиумах ...

Трансформация баланса Восток-Запад
В настоящее время баланс между Востоком и Западом претерпевает существенные изменения. Дело в том, что Восток только совсем недавно – в последние 100-150 лет - начал выходить на мировую историческую сцену, и его роль (особенно в последние ...

Революционная трилогия
В 1924 Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр — «Стачку». В этой новаторской ленте, парадоксально сочетающей почти хроникальность событий (во многом благодаря оператору Э. К. Тиссэ, обладавшему опытом съемок фронтовой ...