Зарождение римской религии

Страница 2

«Древнеримская религия представляла собой в древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед везде присутствующими таинственными духовными существами. По мнению Латте К. «История римской религии» - это была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось военными потребностями. В первую очередь культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников» (Штаерман,13).

Любая религия, тем более у земледельческих народов, начинается с культов плодородия. Но с такими культами сильное государство или даже маленькое общество не построишь. Поэтому более импонирует гипотеза Дюмезиля, где он говорит о трех классах богов.

Первоначально римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев-основателей города. Весь мир у римлян был полон духов, которые обитали и в воде, и в полях и где угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина имел своего собственного духа-покровитлея гения, в котором проявлялась сила личности.

В отличие от греческих богов римские не имели человеческого облика (сами римлян называли их «нумина» - «имена»), им не ставили ни статуй, ни храмов. Хотя даже у этрусков божества имели человеческий облик. Римляне были людьми более приземленными с меньшим воображением, нежели фантазеры-греки. Духов же, чтобы они помогали, необходимо задобрить. Это делали путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Человеческих жертв не встречается, зато потом в качестве жертв римляне приносили себя во благо государства.

Устраивали праздники в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена религиозные обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции стали исполнять жрецы.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Культура народа Саха в якутских кинофильмах
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремя ...

Матрёшка
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куко ...

Система обслуживания пользователей в библиотеке
Библиотечное обслуживание - это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Поэтому функционирование этой подсистемы связано с мониторингом, анализ ...