Развитие религии в раннереспубликанский период

«К формированию республики уже сложились два класса людей – плебеи и патриции. Патриции - первопоселенцы, сохранившие деление на роды и курии, плебеи – переселенцы, не имевшие ни рода, ни племени. Их религиозные представления значительно отличались. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев своя триада богов: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану. Еще одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. В храме Фортуны на Бычьем рынке стояла деревянная статуя богини, что было не характерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов к ауспициям (гаданиям), без которых нельзя было принять какого-либо государственного решения, плебеи тем самым исключались из плебейской жизни. Только с уничтожением различий в религиозных верованиях патрициев и плебеев возникает настоящее римское государство» (Куманецкий, 233).

Окончательно сложилась республика (общее дело), так приоритетом для каждого гражданина становится гражданская община. У римлян меркантильные интересы не закрепились в сознание, главное для них служение родине, обществу. Немаловажное влияние в этом имел римский миф, в центре которого не боги, а римские граждане. Рим – это лучшее государство на земле, образец для всех остальных народов, над которыми они имеют право управлять. Например, один из героев, римский юноша, схваченный этрусками, он сжег руку по локоть и не предал свое государство и доказал его силу.

Сам город Рим по преданию основан Ромулом и Ремом около 754 и 753 годов до н.э. В преданиях упоминается семь правивших в 8-9 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510 и 509 гг. до н.э.). Но их мифологию трудно назвать мифологией, это скорее мифологизация истории. «Римская история от основания города» в свою очередь заменяла мифологию людям, для которых вся ценность определилась их городом и окружающий мир и времена, которые ему предшествовали, не представляли большого интереса. Римляне ориентировались исключительно на традицию. «События, донесенные преданиями от Ромула до его последователей, оказали Риму 2 услуги, которые народ требует от своих мифов: служить объяснением мира и давать пример» (Дюмизель, 54). В последующие эпохи римский миф искусно использовали в своих интересах царствующие правители Рима, в частности Октавианом Августом.

Люди все еще были привязаны к земным богам. Они опекали отдельные стадии жизни человека, его акты деятельности и его занятия. Счастливому исходу родов способствовали особые богини, которые также оберегали дом от атак бога леса Сильвана. Чтобы боги не обиделись, необходимо было точное проведение всех обрядовых формальностей. Это мог быть человек хорошо знающий все обрядности, имена всех богов и их функции. Таким человеком был жрец.

«Трудно сказать, когда произошло и когда можно говорить об отдельном жреческом сословии в Древнем Риме. Традиция все это связывает с правлением Нумы (715 – 672гг. дон.э.), второго царя, преемника легендарного Ромула. Ему приписывают организацию культа, кодификацию старых и установление новых ритуальных предписаний, начало строительства святынь и организацию коллегий жрецов. Свои функции жрецы выполняли пожизненно; жили на государственный счет, пользовались в обществе большим почетом и оказывали значительное влияние на государственные дела» (Поликарпов, 112).

Рекоменудем посмотреть:

Детство Серафима Саровского
Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало ...

Идеальное искусство и проза жизни
Основную проблему романтизма Вакенродер раскрывает как противостояние действительности и идеального, божественного искусства. Вакенродера интересовала в первую очередь творческая личность, художник и его внутренний мир, а внутренний мир х ...

Цветотерапия и костюмотерапия
Значительную роль в освоении песенного фольклора играет также терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у участников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно ...