Этрусский портрет

Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их интересе к передаче портретного сходства. Скорей всего, как и египтяне, они придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия.

Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им предшествовали бронзовые и глиняные урны, а с VIIв. до н.э. канопы, (См. Приложение, рис.1) чьи навершися выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Уже в VIII—VII веках до н.э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.

Саркофаги, появляющиеся с VI века до н.э., как правило, изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотясь на подушку и взирающим на зрителя; на лице активная мимика, часто улыбки. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи; Саркофаг супругов (См. Приложение, рис.2) из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Несомненно, на эту скульптуру оказало большое влияние греческое архаическое искусство, но позы и жесты этрусков более свободны и менее каноничны.

В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской скульптуры до нас дошло намного меньше. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. IV- н. IIIв. до н.э., Флоренция, Археологический музей). Другим, более известным произведением, является бронзовая т.н. "Голова Брута" (1-я пол. IIIв. до н.э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв. до н.э.? Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. до н.э., Лувр).

Также с конца IV века до н.э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины, которые являются более массовыми произведениями, без столь тонкой проработки (голова юноши из Лациума, к. III века до н.э., Мюнхен).

Произведения IV-II веков до н.э. показывают рост элементов конкретизации и индивидуализации внешнего облика людей. Используется устоявшаяся иконография изображений саркофагов, но лица наполняются новой глубиной (саркофаг начала I века до н.э. из Вольтерры (См. Приложение, рис.3)). Этот же период характеризуется потерей этрусками самостоятельности и покорение их Римом.

Т.н. "Статуя Авла Метелла" (Arringatore, Оратор; ок. 100г. до н.э. Археологический музей, Флоренция) завершает ряд этрусских портретов и открывает ряд римских, считаясь одновременно принадлежащей обоим культурам. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора; надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. "Прозаическая точность воспроизведения натуры- характерная особенность раннеримского портрета- проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью"- указывает Н.А.Сидорова.

Рекоменудем посмотреть:

Религия крито-микенского периода
Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и ...

Царь Мавсол и его мавзолей
Турция, 350 год до нашей эры. Небольшой турецкий порт Бодрум основали греческие колонисты. В давние времена он был столицей Кари и назывался Галикарнас. В нем родился будущий греческий историк Геродот, который о своем родном городе почти ...

Культура темных веков
Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже че ...