Рыцарство как доминантная форма светской культуры

Информация » Роль и значение вагантов в культуре Средних веков » Рыцарство как доминантная форма светской культуры

На рубеже XII-XIII вв. приходится расцвет и светской культуры, так одним из её элементов явилось рыцарское сословие, зародившееся ещё в VII- VIII вв.

Рыцарство - особый привилегированный слой средневекового общества, который на протяжении веков выработал собственный традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Рыцарству как особому сословию нужно было следовать определённому «кодексу рыцарской чести». Это идея верности долгу. Кодекс чести регулировал благородное поведение в бою, щедрость, смелость рыцаря. От рыцаря требовалось знание придворного этикета, умение вести себя в обществе, утончённо ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине. У рыцарей есть « семь рыцарских добродетелей», входящих в поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в её честь. Этот идеал составлял основу представления о специфическом поведении рыцаря – куртуазии - особого ритуала отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.

К XII веку рыцарские ценности начинают подвергаться систематизации, им был придан широкий этический смысл. Новые ценности ложатся в основу светской, так называемой куртуазной литературы – рыцарской лирики и рыцарского романа.

Рыцарский роман - эпический жанр куртуазной литературы XII века. Родоначальником рыцарского романа считается Кретьен де Труа и Вольфрам фон Эшенбах, которые в своих романах поэтизировали свои подвиги во имя славы, любви и нравственного совершенства.

Как самостоятельный обособившийся жанр, роман пробивается в литературу только к концу средних веков. Автором первого такого романа является португальский рыцарь Васко де Лобейра, написавший известное произведение про Амадиса Галльского, который определил собой все дальнейшие романы о странствующих рыцарях. Всё это получившие особенно благоприятную почву для своего развития в Испании, позволило развивать рыцарские романы по всей Европе.

Так, рыцарский роман сохраняет характерные черты эпоса, кроме веры в истинность описываемых событий. Описание предстоящих событий в рыцарских романах даётся нам как нечто давнее, принадлежащее к идеальному прошлому.

В центре рыцарского романа находится индивидуализированный образ героя – рыцаря, который отражает собственные чувства и интересы во имя любви в «возвышенном» смысле. Кроме того, рыцари описывали свои авантюрные подвиги, свершаемые ради общего, национального дела, описываемые ради личной славы.

Рыцарский роман многое воспринял из героического эпоса, но вместе с тем, новый эпический жанр отталкивается от старины. Случалось так, что имена создателей романов терялись, однако, картина мира предстаёт в рыцарском романе в авторском восприятии. Повествователю в рассказе отдана актуальная роль, где он рассуждает на разные темы, всё зависит от того, в каких событиях участвует рыцарь. Герой рыцарского романа может воевать не столько за короля, сколько ради славы, которая ему необходима, чтобы завоевать сердце Прекрасной Дамы, во имя которой рыцарь совершает множество подвигов.

Таким воспеванием любви рыцарей была любовь к прекрасной даме, культ которой возник с поклонения Деве Марии, когда на картинах с её изображением художники изображали различные красивые одежды. Первыми поэтами воспевшие данное чувство были провансальские рыцари. Воспеваемая любовь в их произведениях носит индивидуальный характер: рыцарю становится дорога лишь одна женщина, которая вызовет в нём настоящее чувство. Не знатность происхождения и богатство, а красота и куртуазность дамы вызывают настоящее чувство рыцаря. Прекрасная дама должна обладать тактом, любезностью, умением со вкусом хорошо одеваться и вести светскую беседу. Так выработался определённый ритуал ухаживания любовных отношений, которые также вошли в историю рыцарских куртуазных романов.

Так, наряду с доминантой светской культуры – рыцарством, берёт своё начало ещё одна ветвь светской культуры - творчество вагантов- школяров, которые противопоставляют свою поэзию, литературным, религиозным, научным и рыцарским произведениям.

Рекоменудем посмотреть:

Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»
В конце XIX в. оформляются теории, которые противостояли как эволюционизму, так и диффузионизму. Культурный релятивизм (от латинского relativus - относительный/ в культурологии означал взгляды, утверждавшие множественность культур, путей ...

Создание коллекции моделей одежды как художественной системы
При разработке коллекции моделей учитывается возможность изготовления изделий из тканей различных по цвету, фактуре и рисунку, с применением разнообразных отделок. Коллекция - это систематизированная совокупность моделей, построенная на ...

Французский костюм стиля рококо
Идеал красоты. Величие, помпезность, перегруженность костюма барокко сменились утончённой грациозностью, лёгкостью, хрупкостью костюма рококо. Изменились внешние черты мужского и женского облика: кукальность лиц, походка, жесты, позы и ча ...