Философско-эстетическое мировоззрение вагантов

Информация » Роль и значение вагантов в культуре Средних веков » Философско-эстетическое мировоззрение вагантов

Страница 1

Слово «ваганты» происходит от латинского «vagari»-что означает «бродяжничать». Встречается и другой термин - «голиарды», производное от «Goliath» (дьявол) и от « gula»-глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей.

Первое, что сообщают о себе ваганты, это то, что они являются студентами - бродягами. В.Д. Муравьёв высказал по этому поводу несколько интересных идей; в частности он привязал бродяжничество вагантов к общему помешательству (болезни), охватившему Европу и приведшему таким образом к крестовым походам, также в их поэзии он усмотрел в поэзии вагантов дух противостояния вагантов «антинародному режиму зла»- церкви и провёл романизацию образа вагантов. Носителями свободного духа, по мнению исследователя выступают и как бродячие школяры, и как просто бродяги, и как потерпевшие какую-то «жизненную бурю»; у них нет своего дома, и они не чувствуют какой-либо дискомфорт от осознания данного факта. Более того, они стараются показать окружающим, что отсутствие дома - это норма жизни, довольно «своеобразная», но никак не отрицательная. Им хорошо в таком подвешенном неопределённом состоянии, и они противопоставляют его сытности и затхлости обычной осёдлой жизни.

Бродячим школярам для учёбы необходим был немалый интеллектуальный труд: усидчивость и терпение, заучивание разнообразных текстов и комментариев к ним и работа над огромным количеством документов. Данные студенты входили в круг интеллектуальной элиты, поэтому приемлемой для них была только работа по специальности, т.к. ничего другого они не умели, и были оторваны от своих семей, то могли заниматься только тем, чему сами научились. Более того, их интеллектуальный труд возвышал и объединял их в особую «касту», которой они дорожили и ни на что бы не променяли. Но вагантам не нравилось университетское времяпрепровождение. Им больше нравилась весёлая и разгульная жизнь. Согласно П.Ю. Уварову, «…лишь небольшое количество студентов оканчивало университет и получало степень магистра (очень часто звание покупалось)». В университете, жизнь которого регламентировалась довольно чёткими рамками, ваганты, оторвавшиеся от родного дома, почувствовали, что могут не соблюдать всех законов университетского братства и начинают показывать своё отношение к внешнему миру. Зарабатывая себе на жизнь посредством собственной поэзии. Если сначала средневековым людям это казалось блажью, не серьёзным увлечением какой-либо горстки людей, то постепенно бродячие школяры расширяют пространство своих действий, что приобретает всё большее значение, без которого уже не могут обходиться.

И ваганты остаются, верны себе и продолжают заниматься тем, чем им нравится:

«Не хотел я с юных дней

маяться в заботе-

для спасения души,

позабыв о плоти».

В данном тексте герой раскрывает свои представления о смысле жизни, считая, что он настолько посвятил себя Богу, что забыл о мирской жизни. Наоборот, его жизнь дарована Богом, а значит, угодна ему, и вряд ли Бог захочет, чтобы школяр влачил её в посте и молитве. Жизнь нужно прожить весело, самой жизнью нужно угодить Богу. А отказ земных радостей на словах, но тайное следование страстям на деле- то есть, то, как делают это священники, ему вряд ли понравится. Жизнь вагантов - веселье и пьянка, они этого не скрывают. В произведении, дошедшем до нас «Орден вагантов», собраны почти все характеристики, которые приписывают себе ваганты.

Прежде всего, это человек, который помимо любви к бродяжничеству, должен быть чист душой и сердцем:

« Признаёшь ли ты Христа-

это нам не важно,

лишь была б душа чиста,

сердце не продажно.

Не иметь склонности к стяжанию и богатству:

кто для ближнего готов

снять с себя рубаху…»

Сославшись на стихотворение, можно идентифицировать ваганта так: бедный студент, у которого нет ничего за душой, но который рад разделить последнее с нуждающимся человеком. Клирики-студенты в благородстве превосходят всех и даже рыцарей, которые стремятся к этому при помощи оружия или образованности.

И если рассматривать песни вагантов, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов - это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили, и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличают пороки общества. Они ветряные поэты, создающие свои произведения во славу Господа, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близки образы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, при чём в первом случае речь может идти о каком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия-поэзия крайностей, но она так же разнопланова, как и их жизнь.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Жанры кино
В начале эпохи кино, после его зарождения жанров как таковых ещё не существовало. Люди приходили в кино не столько за сюжетом, сколько для того, чтобы посмотреть забавное зрелище - движущиеся картинки. Поэтому в первых фильмах показывали ...

Начало творческого пути
Щепкин словно выпил глоток волшебного напитка, он уже никогда не мог забыть сцены. Четырнадцати лет он сыграл на домашней сцене графа Волькенштейна роль актера в комедии “Опыт искусства”, роль Степана-сбитеньщика в опере “Сбитеньщик" ...

Литература, поэзия, театр
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявше ...