Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества

Информация » Роль культуры в социальном воспроизводстве и социальном прогрессе » Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества

Страница 2

Субъекты простого и интенсивного воспроизводства имеют специфические ориентации, цели, ценности и потребности. Отличие между субъектами этих типов и их воспроизводства настолько существенны, что происходят качественные изменения места и роли культуры в воспроизводственном процессе. Субъект интенсивного воспроизводства видит мир своей деятельности динамичным, постоянно изменчивым. Он способен решать свои проблемы на всех уровнях, постоянно улучшая условия, совершенствуя их и, наконец, формируя более глубокие и основательные целые образования.

Социальные группы, содружества, нации, лица выступают реальными субъектами общественного воспроизводства, отражая сложный и противоречивый путь своего развития. Отсюда возникает проблема изучения конкретно-исторической связи человека (социальных прослоек, групп) с типами воспроизводства.

«Культура» как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно важная характеристика субъекта деятельности развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности. При переходе от простого воспроизводства к интенсивному тип культуры качественно изменяется.

Простое воспроизводство соотносится с культурой господства домашнего производства и сельскохозяйственного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанизационного земледелия. Для этой культуры характерны представления об окружающей среде как образование внешних сил, убеждения, что она не может быть изменена человеком, ибо не человеком создана. В культурах этих типов даже активность самого человека рассматривается как результат, детерминированный нечеловеческими антропоморфными силами.

С интенсивным типом воспроизводства связан качественно новый тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным, существующим ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамического типа культуры нацелен на усовершенствование самого себя в единстве с усовершенствованием человеческого мира, уже существующего, созданного всей предыдущей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры совершенствует то, что более раннее организовано, переосмысливает то, что было ранее осмыслено, перестраивает сами ритмы окружающей среды. Тем самым субъект интенсивного типа воспроизводства должен владеть способностью концентрировать для решения соответствующей проблемы все необходимое богатство накопленной культуры, осмысливать и переосмысливать ее, чтобы формировать новые идеи, культурные инновации. Мир уже не анализируется как определенная заданность, а выступает результатом ответственной, напряженной воспроизводственной деятельности человека.

Анализируя культурные предпосылки научно-технического прогресса, следует учитывать исторические культурные традиции, чрезвычайно стойкие даже тогда, когда изменены или уничтоженные экономические и социальные условия, что предопределяют формирование традиционных норм, стиля жизни.

Исторически установившиеся отношения человека к собственной производственной деятельности в Украине формировались в условиях простого воспроизводства преимущественно сельскохозяйственного труда. В связи с этим у населения, большинство которого до недавнего времени составляло крестьянство, преобладало стремление адаптироваться к природным ритмам, к постоянному изменению независящих от человека циклов, в частности — изменений времен года, собственных биологических ритмов. Изменение потребностей, если и происходило, носило более экстенсивный, чем интенсивный характер. Это созданное в допромышленную эпоху представление переносилось затем на промышленное производство. Последнее делало возможным эффективность этой культурной основы лишь тогда, когда промышленность развивалась преимущественно на уже существующих образцах и типах технологий, на привлечении в обращение новых масс людей, преимущественно из сельской местности, и природных ресурсов. В связи с этим на протяжении определенного времени у части людей сохранялась иллюзия, будто к ритмам промышленного производства можно относиться так же, как и к природным ритмам, то есть как к внешне заданным человеку условиям, что не требовало коренного изменения их ценностных ориентаций и представлений. Эти культурные стереотипы преобладали.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Русская пейзажная живопись XIX века
Среди художников, сыгравших значительную роль в истории русской пейзажной живописи, должен быть назван и В.Д. Поленов (1844-1927). Он заявляет о себе как сложившийся зрелый мастер в конце 70-х годов, успев к тому времени окончить Петербур ...

Академия художеств
Здание Академии художеств – одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное м ...

Цветотерапия и костюмотерапия
Значительную роль в освоении песенного фольклора играет также терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у участников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно ...