Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества

Информация » Роль культуры в социальном воспроизводстве и социальном прогрессе » Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества

Страница 3

Стремление адаптироваться к заданным внешне природным и производственным ритмам способствовало приобщению миллионов людей к новым ритмам труда, к индустриализации и городской жизни. Но оно имело и существенные недостатки, несло в себе внутреннюю ограниченность. Ценности, обусловленные типом культуры на основе простого воспроизводства, не отвечали постоянному усложнению окружающей среды, не стимулировали людей адекватно отвечать на рост трудностей производства и усложнение условий жизни.

Отставание способности обобщать растущее множество явлений окружающего мира и на этой основе прогнозировать будущее предопределяло появление и развитие социально-культурных групп, склонных увековечивать ценности простого воспроизводства. Они распространяли представление об индустриализации и урбанизации как процессы дезорганизации общества, превращение целостности в хаос. Существование таких представлений означало одновременно отставание способностей и потребностей формировать в постоянно усложняющихся условиях пути и методы конструирования более эффективных решений, технологий, организации производства.

Рост машинного производства и рабочего класса обусловил появление и утверждение новых ценностей. Окружающая среда стала источником реальных и потенциальных средств, как такое, что может использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей. Этот тип культуры характеризовался значительным ростом человеческой активности, что вселило в человека веру в навязывание воли среде при постоянном росте мощностей познания и деятельности. На этом этапе возникло и утвердилось представление о сложности окружающего мира, а для его познания и освоения потребовалась наука, то есть особенная специализированная форма человеческой деятельности, направленная на формирование системы предметных знаний. В этом типе культуры утверждалась способность человека развивать и совершенствовать свой труд, переходить к формированию все более усовершенствованных средств труда, новой техники и технологий, новых форм организации труда.

Но это не исключало существования наряду с новыми ценностями установившихся ранее стереотипов, норм и традиций, которые продолжали существовать в новых условиях. Это обстоятельство особо рельефно сказывается, когда возникает необходимость усилить активность личности не только в воспроизводстве существующей техники и технологии, организации производства, но и в их прогрессивных качественных изменениях.

Эта проблема обостряется тогда, когда организация производства рассчитана на тип культуры, на целенаправленное развитие, реальный работник ориентируется на простое воспроизводство, на адаптацию своих имеющихся возможностей к существующему уровню техники и технологии. В этом случае растет противоречие между предметными и личностными составляющими культуры. Часто результаты творчества, трудовой деятельности одних людей, связанных с культурой интенсивного воспроизводства, не отвечают содержанию культуры других, которые должны использовать эту технику, то есть потребителей. Несоответствие между личностными и предметными элементами культуры имеют, как правило, негативные последствия для общества. [3, с.46]

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Русская архитектура и изобразительное искусство России XVIII в
Первые годы XVIII в. ознаменовались для России важными историческими событиями, связанными с борьбой за выход ее к Балтийскому морю, что было жизненно необходимо для существования государства. В 1700 г. Россия начала Северную войну проти ...

Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры. Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей. Первым из египетских царей, воздвигнувш ...

Путь в кинематограф
Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов. В 1915 окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражд ...