Культура и прогресс

Страница 1

С возникновением культуры у людей возникает особенная, «сверхбиологическая» форма сохранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В культуре информация кодируется внешними по отношению к телу человека структурами. Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективирует их. Это означает, что они будто отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой становится не один данный индивид, а общественная культура. Социальная информация, отображенная в знаковых системах, имеет внегенетический характер. В отличие от биологической, она не исчезает со смертью индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее подражания — социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что возможно не в мире животных, — историческое накопление и приумножение информации, которая находится в распоряжении человека как родового существа.

По высказыванию Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, «культура есть устройство, которое производит информацию». Вместе с ним она есть также и устройство, что запоминает эту информацию. Можно сказать, что культура в человеческом обществе — это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее, как известно, включает в себя машинный язык, память, программы, проработку информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она дает обществу языка — знаковые системы, ее необходимым элементом является социальная память, в которой зашифрована информация, сохраненная со времен основания цивилизаций. [4, с.23]

История мировой цивилизации показывает, что прогресс экономических, идеологических, политических, правовых и других процессов общественного развития обеспечивается, как правило, при достаточно высоком уровне культуры соответствующего периода. И это закономерно, ибо культура охватывает все сферы материального и духовного бытия. Она аккумулирует необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся явления в социально-политическом и экономическом развитии общества, что соответствует понятию «закон». Напротив, любое начинание в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведет к катастрофическим последствиям при низком культурном уровне общества. [5, с.49]

Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые признаки появились на заре истории – в первобытном обществе. Как же произошел прогресс социальных отношений от первобытнообщинного строя к современности?

Сутью первобытнообщинного строя является коллективное воспроизводство и потребление, коллективная собственность на природные ресурсы и орудия труда.

Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства. Это привело к разложению первобытного общества и зарождению классового общества.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Успенский собор Киево-Печерского монастыря
Время создания: 1073—1078 гг. Собор был возведен византийскими зодчими. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Пра ...

Романтическая концепция искусства
Рассмотрение концепции искусства немецкой романтической школы представляется актуальным для темы данной курсовой работы. Феномен трагизма художественного существования формируется благодаря новому пониманию романтиками сущности искусства. ...

Подготовка материала
Заготовку древесины для резных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми. Доски, предназначенные для р ...