Роль музыки в формировании личности

Информация » Роль музыки в формировании молодежных субкультур » Роль музыки в формировании личности

Страница 1

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности можно познакомится с историческими эпохами, личностями, усвоить лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке". Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.

По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации. Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Влияние западных молодежных субкультур
По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, ...

Романский стиль
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусст ...

Успенский собор
Время создания: 1158-1160 Собор заложен князем Андреем Боголюбским. Для соборного храма было выбрано наиболее выигрышное место в ландшафте города, над которым господствует пятиглавая громада храма. Его золотые купола были видны издали на ...