Роль музыки в формировании личности

Информация » Роль музыки в формировании молодежных субкультур » Роль музыки в формировании личности

Страница 1

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности можно познакомится с историческими эпохами, личностями, усвоить лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке". Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Музыка связывает, "породняет" людей с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" приходит ощущение гармонии с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Разве не к этому стремится каждый? Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы" (Гегель, Энгельс, Вернадский). "Выход за пределы" означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все "внемузыкальные" проявления и интерес. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях. Таким образом, музыкальное искусство превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания смысла жизни и окружающего мира. В свою очередь музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса молодежи, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга и т.д., то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.

По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации. Для каждого появляющегося стиля музыки находятся свои почитатели, а следовательно новые молодежные группировки. Следовательно, именно музыка является главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур, а также развивающим и поддерживающим старые.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Появление и развитие литературы в Месопотамии
Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исто ...

Культура на рубеже веков
Хронологически данный период располагается между началом 90-х годов и 1917 годом. Ему предшествуют 80-е годы в качестве переходного десятилетия, когда достигает своих вершин реализм второй половины XIX в. в творчестве Репина и Сурикова и ...

Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так ...