Ничто не сковывает талант так, как неволя

Информация » Роль Щепкина в становлении русского театра » Ничто не сковывает талант так, как неволя

Страница 1

Щепкин стал профессиональным актером в провинциальном театре и прошел все роли от малозначительных до главных. Он по-прежнему оставался крепостным, однако жить стало легче: теперь в жизни была цель.

После дебюта в “Зое” Щепкиным “затыкали все прорехи" С Т Аксаков писал, что в “Железной маске", например, Щепкин играл все роли: от часового до маркиза Лювуа, в “Рекрутском наборе” - все роли, кроме девушки Варвары.

Щепкин поступил в труппу И. Ф Штейна. Этот театр играл в Полтаве. Здесь, как уже сообщалось, имел свою резиденцию генерал-губернатор князь Репнин. В это время Щепкин понадобился графине А А Волькенштейн для каких-то работ. Она вызвала его к себе Репнин написал помещице письмо с просьбой не задерживать актера долго, потому что он, “отличаясь всегда чрезвычайным талантом в представлении назначаемых ему ролей, доставляет тем приятнейшее удовольствие всей полтавской публике". Графиня ответила так, словно талант был обнаружен у нее самой. Она назвала из скромности талант Щепкина “малым", и если он понравился полтавской публике, то графиня, несмотря на то, что Щепкин ей крайне нужен как землемер, отпускает его к князю .

Графиня поняла, что Щепкин ей уже не слуга. Он стал популярным актером, ей будут все время докучать просьбами, чтобы дала ему “вольную” Ведь освободили же Своих актеров Шереметев, Воронцов Отпустить Щепкина “так” графиня Волькенштейн не собиралась Ее брат - П А Анненков обратился к крепостному актеру с письмом:

“Миша Щепкин! Так как ты, видно, не хочешь быть слугою и, видно, не расположен быть благодарным за все то, что твой отец приобрел, бывши у графа, за воспитание, данное тебе, то графиня желает всем вам дать вольную, т.е. вашей фамилии - отцу твоему, со всем семейством за 8 тысяч, ибо семейство ваше весьма значительно. Если ты хочешь оное получить, приезжай поскорее, так ты получишь, не теряй времени ."

Князь Репнин узнал об этом письме. На “добрый совет" П. А Анненкова он тотчас ответил Взывая к благородству графини, князь признавал, что свобода необходима для процветания таланта, но запрашиваемая сумма велика' “И как семейство его (Щепкина - А К) состоит из четырех мужского пола душ, в числе коих один старый отец, а другой малолетний сын его, то я полагал бы достаточным 4000 или 5000 рублей".

На этот раз письмо князя не убедило графиню. “Мал золотник, да дорог", “велика Федора, да дура”. Многим было известно, что за семью талантливых актеров граф Каменский отдал целую деревню! Графиня считала, что за Щепкиных назначила цену умеренную и снижать ее не собиралась!

Почитатели таланта Щепкина решили выкупить артиста на волю. В театре был устроен специальный спектакль с платой по подписке Князь Сергей Григорьевич Волконский (будущий декабрист) взял подписной лист, направился на ярмарку, обошел лавки купцов, приехавших в город Ромны. “В награду таланта актера Щепкина, для основания его участия, июля 26-го дня 1818 года”-было написано в заглавии этого листа Далее следовали подписи.

Для выкупа Щепкина нужно было 10000 рублей, подпискою собрано было меньше этого, недостающую сумму князь Репнин принял на себя.

Узнав, что Волькенштейн хочет продать Щепкина, владелец орловского театра граф Каменский решил приобрести его для своего театра 20 августа 1818 г генерал Ушаков писал Репнину из Полтавы, что Каменский прислал для покупки Щепкина 10 тысяч рублей. Репнин заторопился 1 октября 1818 г была заключена купчая В тот же день граф Каменский прислал 12 тысяч рублей, но опоздал.

Щепкин стал крепостным князя Репнина, который внес за его выкуп недостающие 4000 рублей. Из одной неволи артист попал в другую. Щепкин хотел откупиться, предложил князю векселя, но тот потребовал состоятельного поручителя Д Н Бантыш-Каменский - историк России и Украины - поручился, и Щепкин был отпущен вместе с женой и детьми Его отец и мать оставались еще крепостными.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Черная Смерть
Существует другая теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, ...

Речь
По принятому нами определению, речь — это последовательность языковых знаков (прежде всего слов), организованная (или построенная) по «прави­лам» языка и в соответствии с потребностями вы­ражаемой информации. Такую последовательность созд ...

Маяк Александрийский
Египет, 285-279 годы до нашей эры. Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображен ...