Пропорции и «Золотое сечение»

Страница 1

На сухом языке математики Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.

Отношение большей части отрезка к меньшей в золотом сечении принято обозначать греческой буквой «фи» в честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в. до н. э.; «фи» приблизительно равно 1,618…

Что же такого замечательного скрыто в этой пропорции, что она занимает умы людей уже много веков?

В Золотой пропорции и связанном с ней числе «фи» кроются удивительные математические закономерности, но самое главное — считается, что формы, основанные на золотом сечении, наиболее привлекательны с эстетической точки зрения и поэтому с давних пор используются художниками, архитекторами.

По мнению исследователей, понятие о Золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н. э.) В философской школе Пифагора помимо философии и математики изучали и гармонию. Занимаясь теорией гармонии, пифагорейцы пришли к заключению, что качественные отличия звуков обусловлены количественными различиями между длинами струн. Это вдохновило их, и они постарались пойти дальше — выразить все закономерности мира через числа, полагая, что в основу мирового порядка бог положил именно число. Поэтому пифагорейцы в числах и их отношениях (а последние рассматривались как отношения отрезков) искали магическое, сверхъестественное. И в геометрии не обошлись без мистики. Здесь особо следует отметить любовь пифагорейцев к звездчатому пятиугольнику, составленному из диагоналей правильного пятиугольника.

Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

В дошедшей до нас античной литературе Золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» Евклид строит золотое сечение, а в дальнейшем применяет его для построения некоторых правильных многоугольников и многогранников.

Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов были Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает греческое искусство. Оно освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора.

Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела в скульптуре и улучшение пропорций в архитектуре. На долю высокой классики выпала сложная задача - передать движения души.

Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Педовки, позёры
Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. неудачный начес уже можно отнести к педовкам. но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в ...

Танцетерапия как средство гармонизации личности
Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма. Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний. Человек, который начинает двигат ...

Идеальное искусство и проза жизни
Основную проблему романтизма Вакенродер раскрывает как противостояние действительности и идеального, божественного искусства. Вакенродера интересовала в первую очередь творческая личность, художник и его внутренний мир, а внутренний мир х ...