Готический стиль

Страница 3

В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены(собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.

В Италии готики почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.

В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии готическая архитектура пришла в конце 13—15 вв. были построены – церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде. Расцвет чешской готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие готики началось в 13—14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками. В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. Построены – Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300; замок в Цесисе, 13—16 вв. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина складывается в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Изобразительное искусство
Важными событиями культурной жизни этого периода стали выход книги «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями В.М. Воловича, выставки каслинского литья. Молодые художники Среднего Урала создали объединение «Сурикова, 31». Их картины, далеки ...

Дунайская школа
Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии 1-й половины 16 в. К Дунайской школе относят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения А. Альторфера (см.перв. слайд "Битва Александра Македонского ...

Путь Запада – путь Фауста
Н.А. Бердяев (и не только он) сравнивал путь духовной эволюции Запада с путем Фауста: «Судьба Фауста - судьба европейской культуры. Душа Фауста — душа Западной Европы. Душа эта была полна бурных, бесконечных стремлений. В ней была исключ ...