Культура под идеологическим контролем

Информация » Развитие Урала в начале ХХ века » Культура под идеологическим контролем

Грандиозные исторические цели, поставленные компартией, требовали создания особой социально-психологической атмосферы, поддерживающей энтузиазм и веру в правильность избранного пути. Все источники распространения знания – учебные заведения, печать, радио и кино – превратились в единую систему пропаганды официальной идеологии. Живопись, кинематограф, театр, массовые праздники служили утверждению в обществе новой морали, советского патриотизма и исторического оптимизма. Писатели, художники, музыканты, поэты должны были строго следовать инструкциям ЦК ВКП(б), резолюциям руководящих органов творческих союзов. Согласно резолюции о политическом воспитании деятелей искусств, принятой на первом совещании активистов профсоюза работников искусства на Урале (Урал-рабис) в 1929 г., все артисты и творческие работники должны были посещать политкружки. С 1938 г. новый учебный план для студентов художественных и музыкальных заведений предусматривал обязательное изучение произведений классиков марксизма-ленинизма об искусстве. Росли тиражи и разнообразие периодических изданий на Урале: помимо центральных выходили областные, районные, городские газеты и журналы. Па предприятиях распространялись газеты-многотиражки и стенгазеты. Именно газеты и радио сообщали о новых победах строителей социализма; создавали образы «врагов народа» и призывали к бдительности, единству, подвигам. Для подготовки журналистов создавались специальные центры – в Свердловске с 1936 г. работал Коммунистический институт журналистики КИЖ и Газетная партшкола.

«Освобождением» библиотек от «вредной» литературы занимались комиссии по проверке фондов библиотек: в 1930 г. «чистили от книг, чуждых рабочему читателю» Свердловскую библиотеку им. В.Г. Белинского; в 1935 г. проводилась новая кампания – только из 14 библиотек Березиковского района Пермской области было изъято 567 книг (из них: 93 книги Л. Троцкого, 183 – Г. Зиновьева, 6 – К. Каутского).

Благодаря такой «заботе» партии и правительства советские люди имели минимум информации и ограниченное представление о происходящем в стране и мире, искренне верили в идеалы и мифы, создаваемые властями через искусство и печать.

Рекоменудем посмотреть:

Труд как основа существования и развития культуры
Культура – это результат разделения труда и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Теоретические интерпретации значения труда и культуры многочисленны, и особо выделяется среди них феноменологическая – Е. Бло ...

История Московского сада Эрмитаж
Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат Яков Васильевич Щукин. Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театр ...

Живопись на открытом воздухе
Эта серия пейзажей - очень удачный опыт Щедрина пленериста, мастера живописи на открытом воздухе. Каждое полотно серии - не простое копирование предыдущего, а постепенное расширение пленерных задач, все более удачное насыщение светом и во ...