Развитие Урала в начале ХХ века

Информация » Развитие Урала в начале ХХ века

В начале XX в. значительно выросло число светских школ. Это было связано с плодотворной деятельностью земств, поставивших задачу введения в регионе всеобщего обучения. Обсуждая данную проблему в 1895 г., Пермское земство планировало открыть более 1,5 тыс. училищ, однако война и революционные события, а затем и ликвидация земских учреждений прервали этот процесс. Всего в регионе к 1914 г. субсидиями земств пользовались 2 141 начальная школа, 7 реальных училищ, 9 прогимназий, 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ, 19 низших училищ различных типов. С 1907-го по 1915 г. число начальных школ на Урале возросло на 74%. По их количеству в 1914–1915 гг. Пермская губерния находилась на 1-м, а Вятская – на 2-м месте среди 43 губерний европейской части России. По числу учащихся Пермская губерния занимала 8-е место, Вятская – 11-е, Уфимская – 30-е, а Оренбургская – 39-е место.

Общее число средних общеобразовательных школ разного типа на Урале в 1914 г. достигло 97, среди них было 13 мужских и 33 женских гимназии, 25 реальных училищ. Видную роль в народном образовании продолжали играть церковные школы. Накануне мировой войны в Екатеринбургской, Оренбургской, Пермской и Уфимской епархиях при церквях имелись 1 694 школы, в которых обучалось 81 620 человек.

В распространении знаний среди нерусского населения Урала видную роль играли русско-инородческие школы. К 1915 г. в Пермской губернии было 185, в Оренбургской – 88, а в Уфимской – 605 таких школ. По сравнению с 1894 г. в 1,7 раза возросло количество мусульманских училищ – мектебе и медресе.

Потребность в учителях привела к открытию новых учительских семинарий. В начале 1915 г. в четырех губерниях Урала их было 12. В Пермской губернии учительские семинарии имелись в Перми, Ирбите и Шадринске. Кроме того, в Екатеринбурге, Вятке, Уфе и Оренбурге были открыты учительские институты. В ряде городов края, в том числе в Красноуфимске и Шадринске, учителей готовили на постоянно действующих педагогических курсах. Все это способствовало заметному повышению уровня подготовки учителей и эффективности школьного образования в целом. Грамотность населения Пермской губернии в возрасте от 8 лет и старше выросла на 1/5 по переписи 1897 г. К 1914 г. на Урале было 16 средних специальных учебных заведений, в числе которых Уральское горное, Красноуфимское промышленное, Уфимское землемерное, Вятское сельскохозяйственное. Более развитой была сеть низших специальных и ремесленных учебных заведений – технических, сельскохозяйственных, торговых, фельдшерских, бухгалтерских и др. К 1914 г. их насчитывалось 72. 1908 г. в Уфе была открыта фельдшерско-акушерская школа, а в Перми с 1909 г. можно было получить среднее музыкальное образование.

В начале XX в. культурный потенциал края был вполне достаточен для развития высшего образования. 3 июля 1914 г. было принято решение об основании в Екатеринбурге Горного института, а осенью 1916 г. состоялось открытие в Перми отделения Петроградского университета.

Широкое развитие получило в этот период библиотечное дело. Перед войной с помощью землях учреждений в регионе было открыто 708 библиотек трех основных типов: пришкольные. районные и передвижные. I 1917 г. таких библиотек насчитывалось 1 687. При церквях четырех уральских епархий 1913 г. существовали 1 603 библиотеки. Накануне войны в Пермской губернии получила развитие новая форма просвещения мест-

ого населения – Народные дома. Они должны были способствовать подъему культурного уровня, открывали возможности полноценного проведения свободного времени, каждом Народном доме имелись библиотека, зал для проведения народных чтений, спектаклей, выставок, различных курсов, кооперативных собраний и пр. Этот почин был активно поддержан кооперативами. В 1913– И4 гг. в губернскую управу поступило свыше 40 хода- о выдаче пособий на постройку Народных домов, наряду с ними открывались также железнодорожные клубы.

В начале XX в. выросло число музеев. По инициативе энтузиастов они открылись в Шадринске, Красноуфимске, в д. Першино Ирбитского уезда.

В Екатеринбурге в дополнение к музею УОЛЕ был создан земский музей.

Медицинское обслуживание

Помимо народного образования земства Урала уделяли внимание и медицинскому обслуживанию населения.

Пермские органы земского самоуправления выделяли для здравоохранения и просвещения до 60% расходного бюджета. С 1870 г. ассигнования на медико-санитарную часть в целом по губернии увеличились в 22 раза, а по отдельным уездам этот показатель был гораздо выше – в Екатеринбургском уезде – в несколько раз, в Пермском – в 43 раза, в Чердынском – в 42 раза. К 1913 г. число врачебных участков увеличилось до 138 (96 земских и 42 земско-заводских). И все же их было недостаточно, чтобы удовлетворить все запросы местного населения.

Количество больниц в крае достигло 140. Большинство уездных земств имели хорошо оборудованные лечебные заведения, а главная Пермская общегубернская больница относилась к числу лучших земских больниц империи. Она имела специальный хирургический корпус, при ней функционировала библиотека. Для оказания помощи неимущим больным имелось особое благотворительное общество.

Губернское земство к 1914 г. имело хорошо поставленную санитарную организацию, в задачи которой входило обследование школ и физического состояния школьников, источников водоснабжения, промышленных заведений и т.п.

Рекоменудем посмотреть:

Трансформация придворного быта
18 в. значительно изменил облик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия ...

История Московского сада Эрмитаж
Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат Яков Васильевич Щукин. Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театр ...

Живопись как форма творческого познания
Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Леонардо возвысил живопись, утверждая, что не может правильно заниматься ею тот, кто не овладел теми науками и «свободными искусствами», которые служа ...