Литература и искусство: социалистический реализм в действии

Информация » Развитие Урала в начале ХХ века » Литература и искусство: социалистический реализм в действии

В 1930-е гг. архитектура и кино, все виды и жанры литературы и живописи должны были соответствовать критериям социалистического реализма. Инструкциями ЦК ВКП(б) определялась главная тема литературы и искусства – созидание новой жизни, борьба за социализм. Образ светлого будущего и нового человека противопоставлялся темному, мрачному прошлому и тем, кто мешал движению в прекрасное завтра.

В уральской литературе того времени наиболее известны произведения «Урман» И. Панова, «Стручок» Б. Гранина о новых явлениях общественной жизни, «Бунт» и «Долматов монастырь» И. Поповой о прошлом уральского края. Появились сборники стихов «Убеждение» К. Реута, «Бой» П. Куштума, «Вторая родина» Б. Ручьева.

Рассказы, повести, стихи и даже сказки (например, «Малахитовая шкатулка» или «Хозяйка медной горы» П.П. Бажова) создавали образ прошлой жизни, полной несправедливости, жестокости и унижений рабочего человека, или прославляли революцию и советскую власть, сделавших счастливыми всех людей. Известно стихотворение В. Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», посвященное изменениям в быту рабочих ВИЗа и прочитанное в Свердловске в 1928 г.

Исключением оказались появившиеся в 1935–1937 гг. первые книги рассказов молодого писателя Б. Рябинина избравшего главными темами своего творчества мир природы и жизнь животных, – «Каменные загадки» и «Мои друзья».

Попытки художественного осмысления прошлого и советской действительности предпринимались писателями-рабочими. В литературно-художественном журнале «Штурм» публиковались рассказы и повести рабочих, являвшихся членами Уральском Ассоциации пролетарских писателей (УралАПП). Наиболее известными были «Моя жизнь» работницы А. Коревановой, «Моя школа» слесаря А. Бондина, «Я люблю» машиниста Л. Авдетко. Выступая на III конференции УралАПП в 1931 г., И.Д. Кабаков в своем докладе назвал появление пролетарских писателей одним из громадных достижений культурной революции. Однако были и противоречия: «призыв ударников-рабочих в литературу», объявленный УралАПП в 1930 г., способствовал вовлечению рабочих в новую сферу деятельности и распространению культуры, но уровень творческого мастерства писателей-рабочих был очень низким.

Участие в социалистическом строительстве являлось обязательным для всех деятелей культуры. В 1930-е гг. театры шефствовали над заводами и стройками: проводили концерты в цехах и Дворцах культуры, отправлялись на гастроли в промышленные районы, помогали создавать репертуар театрам рабочей молодежи, участвовали в Днях ударника, высмеивая лодырей и нарушителей трудовой дисциплины.

Художники направлялись в творческие командировки, их картины были гимном героическому труду, преображающему мир, и людям, побеждающим все трудности и невзгоды. Однако на этих картинах нельзя было увидеть обессилевших от голода и непосильной работы ссыльных, заключенных ГУЛАГа, беспризорников или умирающих от недоедания крестьянских детей…

Многие художники специализировались в жанре монументальной живописи, изображали символику советского государства, вождей, наиболее значительные события Октябрьской революции и Гражданской войны, героические трудовые подвиги. Эти темы стали главными и в театре. Даже театры оперы и балета, ориентировавшиеся на классику, уступали свои сцены «советским операм» и «красному балету». В репертуаре Свердловского оперного театра наряду с произведениями М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина были оперы «Декабристы» В. Золотарева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского. По свидетельству современников «самой советской» оперой была «Поэма об Урале* М. Фролова, посвященная 15-й годовщине Октябрьской революции и социалистическому преображению края. Оперу Б. Трамбицкого «За жизнь» (1938 г.) критики назвали новым советским оперным произведением.

В 1930 г. в Свердловске начали работать ТЮЗ и Театр драмы. В их репертуарах были «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «разлом» Б. Лавренева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука. Появились «ленинские спектакли» Н. Погодина «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты». Зрители смотрели пьесы «на уральскую тему» – «Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка, «Малахитовая шкатулка» по сказам П. Бажова, «Павлик Морозов» А. Яковлева. Сохранялись в репертуаре и классические спектакли: «Король Лир», «Гамлет» и «Отелло» В. Шекспира, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя.

Театр музыкальной комедии, открывшийся в Свердловске в 1933 г., современники называли «лабораторией советской оперетты». В 1934 г. состоялась премьера «Миллион терзаний» И. Дунаевского, потом – «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и др. Заметным событием в истории уральской музыкальной культуры стало открытие филармонии в Свердловске (1933 г.) и в Челябинске (1937 г.), открытие театра музкомедии в Оренбурге (1936 г.), создание симфонических оркестров.

Рекоменудем посмотреть:

Обеды «к случаю»
В 1788 году, за год до Великой Революции, в Париже открылся первый роскошный ресторан. Его держателем был легендарный повар принца Конде — месье Роберт. Это событие можно тоже назвать революцией, которая ознаменовала начало принципиальных ...

Внешнее отличие иконы от картины
Форма и размеры иконных досок разнообразны и зависят от композиции иконы, ее назначения (для иконостаса, домашняя, элемент деисусного ряда и т.п.), Форма и размер икон со времени их появления неоднократно претерпевали изменения, поэтому п ...

Основные социальные функции культуры
На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции. 1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, ...