Культурная жизнь

В начале XX в. доступ к литературе получили многие читатели, поскольку увеличилось число издаваемых книг и газет, количество общедоступных библиотек. На Урале появились новые писатели демократического направления Среди них: П. Инфантъев, А.Т. Туркин, А.С. Сигов, К.Д. Носилов, Н.А. Крашенинников и другие, поэт П.И. Заякин-Уралъский.

Развивалась периодическая печать. В 1908–1909 гг. на Урале возникло 14 новых газет и 17 журналов. Легальные издания в основном имели кадетскую направленность. В предвоенные годы общественного оживления было учреждено 87 изданий. Наряду с укрепления монархической и либеральной печати активизировались профессиональные и кооперативные органы. В период между революциями на Урале впервые появилась искусствоведческая и театральная периодика («Блестки Урала», «Театральный день», «Разумный кинематограф и наглядные пособия»). В годы войны было разрешено издание 47 новых газет с преобладанием информационных выпусков.

Повышение культурного уровня и социальной активности населения края позитивно отразилось на художественном творчестве уральцев. В развитии изобразительного искусства Урала важную роль сыграло открытие в Екатеринбурге в декабре 1902 г. художественно-промышленной школы, которую возглавляли М.Ф. Каменский, а затем В. Рупини. Заметными фигурами в живописи того времени были А.Л. Парамонова, В.В. Коновалов, начал формироваться талант скульптора И.Д. Шадра. Особое место занимает творчество А.К. Денисова-Уральского, чьи художественные выставки, прошедшие в Петербурге в 1902-м и 1911 гг., получили широкий резонанс. Среди видных художников-уральцев начала XX в. можно назвать М.В. Нестерова, Л.В. Попова, Л.В. Туржанского.

С конца XIX в. в Перми, с начала XX в. в Екатеринбурге стали традиционными концерты симфонической, камерной музыки. В 1908–1912 гг. в Перми и Екатеринбурге появились Филармонические общества, а в 1912 г. открылся постоянно действующий оперный театр в здании, построенном по проекту архитекторов В.Н. Семенова и К.Т. Бабыкина.

В начале XX в. на Урале работали драматические трупы под руководством М.Т. Строева, В.К. Верховского, О.П. Зарайской.

В 1910–1912 гг. в Екатеринбурге было построено новое здание драматического театра на 1 600 мест; в это же время приступили к постройке театров городские власти Оренбурга и Перми. С 1908 г. началась театральная жизнь в Нижнем Тагиле.

Развитие промышленности серьезно отразилось на архитектурном облике уральских городов. Увеличилось значение зданий культурно-просветительского назначения, торговых, банковских и гостиничных объектов. Многие из них были постройками эклектичными, использовавшими отдельные декоративные элементы модерна. Это отразилось даже на деревянном зодчестве уральцев.

Рекоменудем посмотреть:

Трансформация баланса Восток-Запад
В настоящее время баланс между Востоком и Западом претерпевает существенные изменения. Дело в том, что Восток только совсем недавно – в последние 100-150 лет - начал выходить на мировую историческую сцену, и его роль (особенно в последние ...

Валентин Плучек – режиссер Московского театра сатиры
Валентин Плучек не сгоряча, а по убеждению означил свою высшую ступень режиссуры феерическими и буффонадными, антипартийными, разоблачительными и философскими комедиями-сатирами Владимира Маяковского, за которые Маяковский был подвергнут ...

Религия времен пунических войн
К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой – Карфагеном. Начинается эпоху пунических войн ...