Досуг и развлечения

Страница 1

В течение XIX в. в уральском городе усиливалось взаимодействие городского и сельского образа жизни. Они мирно соседствовали и противостояли одновременно. Если посмотреть на динамику роста уральских городов и соотношение сословных групп в структуре их жителей, то можно сделать вывод о том, что шел процесс «окрестьянивания» городов. Такая же тенденция наблюдалась в целом по России.

В организации повседневной и досуговой жизни просматривается преобладание традиционных крестьянских ценностей.

А европейские стандарты в обустройстве всех сторон жизни оставались присущими лишь узкому слою уральских горожан.

Жизнь каждого обывателя в маленьких провинциальных городах была регламентирована обычаями, традициями и привычками, протекала у всех на виду и в случае отклонения от сложившихся образцов и шаблонов подвергалась осуждению. По вечерам состоятельные горожане ходили в гости — мужчины играли в карты, а женщины проводили время за разговорами и пересудами. Все старались до мелочей подражать друг другу, и потому жизнь была однообразна и скучна. Вот так столичный путешественник описывал быт жителей Перми в 1805 г.: «Пермь — городок порядочный, но безжизненный, торговли и промышленности в нем почти нет, грамотности много, образованности не бывало. Пермь тиха, безмятежна, жизнь в ней ровненькая, без бурь, только с крошечными страстишками».

Духовное формирование горожан проходило в рамках семьи, которая в большинстве своем трансформировалась из большой патриархальной в малую. Особенно это было заметно в крупных индустриальных городах. Городская интеллигенция, чиновничество, военные, рабочие жили в начале XX в. малыми семьями. У таких категорий городского населения, как купечество и мещанство, уклад жизни во многом определялся сословными стереотипами. Особенно сильны они были в купеческом быту, очень насыщенном патриархальными ценностями. Купец и в начале XX в. имел неограниченную власть в семье, был строг и суров с домашними. Купеческие дети воспитывались в атмосфере абсолютного послушания взрослым. Но уже тогда некоторые купцы стали стремиться к тому, чтобы дать своим наследникам-сыновьям престижное образование в университетах России. Заметным становилось желание наиболее состоятельных уральских купцов организовать свою жизнь по дворянско-чиновничьим образцам. Подобная атмосфера царила и в мещанских семьях. « .Только грубости и своеволия со стороны главы семейства было еще больше. Ссоры и драки в мещанских семьях — весьма обыденное явление»,— писал современник о внутрисемейных отношениях пермских мещан во второй половине XIX в. Практически такими же были семейные отношения у городских крестьян.

Соответственно, культурные и эстетические потребности этих слоев городского населения не отличались особой взыскательностью и тонкостью. Вышеназванные категории горожан предпочитали такие формы проведения досуга, как массовые городские гулянья. Они проводились в так называемых «общественных садах», имевшихся в каждом губернском и уездном городе. Здесь звучала духовая и струнная музыка в исполнении любительских оркестров, организовывались концерты для поклонников народной и цыганской песни. Невзыскательной мещанской публикой были любимы ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: выступлениями комиков и трагиков, атлетов-борцов, клоунов и танцоров, кукол-марионеток, шарманщиков.

Городские низы, в основном люди крестьянского происхождения, любили традиционные, связанные с религиозной обрядностью праздники и увеселения. Наиболее почитались Рождество, Пасха, Троица и храмовые престольные праздники. Рождественский цикл и масленичное гулянье были самыми веселыми. Ряженые расхаживали по городу, устраивали игрища на центральных улицах, заходили в дома как бедных, так и богатых горожан. Масленица не обходилась без традиционных блинов, катания на лошадях и без ледяных горок. Молодежь резвилась на качелях, ходила звонить на колокольни. В Троицу на улицах водили хороводы вокруг принесенных березок, а иногда и на окрестных лугах. Во время церковных праздников, как правило, разворачивались ярмарки, где собирался не только городской люд, но и приезжие из ближних сел. Неизменным успехом у малосостоятельных горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Романский стиль в истории государств
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романски ...

Палехская лаковая живопись
Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького. Над иконой трудилось нескольк ...

Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая
В период династии Чжоу существовали уже два четко выраженных типа сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предка ...