Досуг и развлечения

Страница 1

В течение XIX в. в уральском городе усиливалось взаимодействие городского и сельского образа жизни. Они мирно соседствовали и противостояли одновременно. Если посмотреть на динамику роста уральских городов и соотношение сословных групп в структуре их жителей, то можно сделать вывод о том, что шел процесс «окрестьянивания» городов. Такая же тенденция наблюдалась в целом по России.

В организации повседневной и досуговой жизни просматривается преобладание традиционных крестьянских ценностей.

А европейские стандарты в обустройстве всех сторон жизни оставались присущими лишь узкому слою уральских горожан.

Жизнь каждого обывателя в маленьких провинциальных городах была регламентирована обычаями, традициями и привычками, протекала у всех на виду и в случае отклонения от сложившихся образцов и шаблонов подвергалась осуждению. По вечерам состоятельные горожане ходили в гости — мужчины играли в карты, а женщины проводили время за разговорами и пересудами. Все старались до мелочей подражать друг другу, и потому жизнь была однообразна и скучна. Вот так столичный путешественник описывал быт жителей Перми в 1805 г.: «Пермь — городок порядочный, но безжизненный, торговли и промышленности в нем почти нет, грамотности много, образованности не бывало. Пермь тиха, безмятежна, жизнь в ней ровненькая, без бурь, только с крошечными страстишками».

Духовное формирование горожан проходило в рамках семьи, которая в большинстве своем трансформировалась из большой патриархальной в малую. Особенно это было заметно в крупных индустриальных городах. Городская интеллигенция, чиновничество, военные, рабочие жили в начале XX в. малыми семьями. У таких категорий городского населения, как купечество и мещанство, уклад жизни во многом определялся сословными стереотипами. Особенно сильны они были в купеческом быту, очень насыщенном патриархальными ценностями. Купец и в начале XX в. имел неограниченную власть в семье, был строг и суров с домашними. Купеческие дети воспитывались в атмосфере абсолютного послушания взрослым. Но уже тогда некоторые купцы стали стремиться к тому, чтобы дать своим наследникам-сыновьям престижное образование в университетах России. Заметным становилось желание наиболее состоятельных уральских купцов организовать свою жизнь по дворянско-чиновничьим образцам. Подобная атмосфера царила и в мещанских семьях. « .Только грубости и своеволия со стороны главы семейства было еще больше. Ссоры и драки в мещанских семьях — весьма обыденное явление»,— писал современник о внутрисемейных отношениях пермских мещан во второй половине XIX в. Практически такими же были семейные отношения у городских крестьян.

Соответственно, культурные и эстетические потребности этих слоев городского населения не отличались особой взыскательностью и тонкостью. Вышеназванные категории горожан предпочитали такие формы проведения досуга, как массовые городские гулянья. Они проводились в так называемых «общественных садах», имевшихся в каждом губернском и уездном городе. Здесь звучала духовая и струнная музыка в исполнении любительских оркестров, организовывались концерты для поклонников народной и цыганской песни. Невзыскательной мещанской публикой были любимы ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: выступлениями комиков и трагиков, атлетов-борцов, клоунов и танцоров, кукол-марионеток, шарманщиков.

Городские низы, в основном люди крестьянского происхождения, любили традиционные, связанные с религиозной обрядностью праздники и увеселения. Наиболее почитались Рождество, Пасха, Троица и храмовые престольные праздники. Рождественский цикл и масленичное гулянье были самыми веселыми. Ряженые расхаживали по городу, устраивали игрища на центральных улицах, заходили в дома как бедных, так и богатых горожан. Масленица не обходилась без традиционных блинов, катания на лошадях и без ледяных горок. Молодежь резвилась на качелях, ходила звонить на колокольни. В Троицу на улицах водили хороводы вокруг принесенных березок, а иногда и на окрестных лугах. Во время церковных праздников, как правило, разворачивались ярмарки, где собирался не только городской люд, но и приезжие из ближних сел. Неизменным успехом у малосостоятельных горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Средневековая рыцарская культура
В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, с ...

Портрет IV века
Следующий период начинается с правления Диоклетиана. В это время- конце III- начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и и ...

Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...