Проблемы культурного развития уральской провинции находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы. Эстетические и духовные потребности населения часто удовлетворялись за счет энтузиастов, создававших разнообразные культурно-просветительские центры и благотворительные общества. Особенно ценной была эта инициатива там, где не существовало земских структур.
Гастролирующие театральные труппы и художественная самодеятельность в губернских и уездных городах Урала в начале XX в. находили себе пристанище на подмостках постоянных и временных театров, клубных сценах, в помещении народных домов.
Большой популярностью пользовались такие благотворительные спектакли, балы, лотереи, в организации и финансовом обеспечении которых принимали участие состоятельные горожане. В начале XX в. в крупных уральских городах общественность по собственной инициативе организовывала костюмированные балы-маскарады, изображая известные политические персоны, разыгрывая сценки с политическим подтекстом.
Новым развлечением стал для городской публики начала XX в. кинематограф, или, как тогда говорили, электротеатр. Особую притягательную силу он имел в кругах учащейся молодежи и интеллигенции. Современники свидетельствовали, что в кино их влекло, с одной стороны, разочарование и недовольство однообразием и бесцветностью обывательской провинциальной жизнью, а с другой — тяга к сильным, неведомым ранее ощущениям. Репертуар уральского кинематографа составляла вся жанровая панорама, свойственная Центральной России. Первое место занимали драмы, изобиловавшие слезами, переживаниями, убийствами и самоубийствами, любовными сценами, изменами, моральными поучениями и т. п. Чего стоят одни названия таких лент, как «Охотник за девушками», «Отравительница», «Запрещенный плод». На втором месте по популярности находились комедии — именно на них делали главную ставку владельцы электротеатров, зазывавшие зрителей на «беспрерывный», «гомерический смех». Наконец, третье место среди предпочтений публики занимали картины видовые (экранизация художественной литературы) и исторические (например, «Княжна Тараканова », « Спартак » ). Критика тех лет отмечала театральность, неестественность и актерской игры, и сюжетов фильмов, называя их суррогатами.
Однако было бы ошибкой считать жизнь уральских горожан в то переломное и бурное время патриархально-благостной и культурноорганизованной.
В крупных уральских городах, как и по всей России, сформировалась криминальная среда за счет притока пришлого населения, «чужаков», которые, как правило, селились в окраинных «разбойничьих» слободках (поселках), куда осмотрительные и почтенные горожане старались не заходить. Местные газеты того времени в рубрике «Происшествия» отмечали случаи пьяных скандалов и драк, воровства на базарах и в лавках, конокрадства, спекуляций и мошенничества, вооруженных разбоев и грабежей, бродяжничества детей, публичного богохульства.
Рекоменудем посмотреть:
Мода
Подавляющее большинство населения уральских городов в сословном плане относилось к мещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцы из деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременно ...
Направления в русском авангарде. Футуризм
Футуризм (от лат. futurum-будущее) - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния кyльтy ...
Манифесты символизма в России
Как литературное течение русский символизм оформляется в 1892, когда Д.Мережковский выпускает сборник Символы и пишет лекцию О причинах упадка и новых течениях в современной литературе. В 1893 В.Брюсов и А.Митропольский (Ланг) готовят сбо ...
Навигация