Исторические корни романтизма

Исследователи связывают исторические корни романтизма, прежде всего, с грандиозными потрясениями, которые пережила Европа в конце XVIII века. Великая французская революция стала причиной начала перелома в общественно-политической и идеологической жизни Германии. Отражением начала этого перелома и стал романтизм.

Французская революция утверждала буржуазные общественные отношения, что, хотя и было шагом вперед по сравнению с дворянско-феодальными отношениями, все же очень мало соответствовало разумному и справедливому общественному устройству, которого пытались добиться демократы и передовая буржуазная интеллигенция. Это противоречие революции, по мнению А.С. Дмитриева, и породило романтическую идеологию, антибуржуазную в своей основе.

В результате их поиски идеального внебуржуазного идеала оказывались ретроспективными и выражались в идеализации далекого прошлого, зачастую, средневековья. Однако в их утопическом идеале акцент делался на эстетической, а не на общественной составляющей.

Подводя итоги исследованию особенностей иенского романтизма, А.С. Дмитриев, формулирует следующий вывод: «О иенском романтизме как идеологическом явлении можно говорить как об утопии, в значительно мере порожденной последствиями французской буржуазной революции. Причем эта утопия несла в себе отрицание тех общественных отношений, которые этой революцией были установлены.

Рекоменудем посмотреть:

Развитие представлений о культуре
Появление дисциплины культурологии (науки о культуре), систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Взаи ...

Методы культурологических исследований
Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются: 1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появл ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
Саврасов представляет в Товариществе лирическую линию развития пейзажа. Впоследствии Поленов и Левитан, особенно Левитан, сознавали себя его последователями и продолжателями. В начале 70-х годов XIX века Саврасов был не единст­венным, но, ...