XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.
Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.
Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".
Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини. Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).
Рекоменудем посмотреть:
Золотые ворота
Время создания: 1164 г.
Дата закладки владимирских ворот неизвестна, но строительство началось не ранее 1158 года, когда Андрей Боголюбский стал возводить оборонную линию города. Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 ...
Научные изыскания
Интересы успешно развивавшихся промышленности и сельского хозяйства Урала требовали более эффективного использования богатых природных ресурсов края. Это способствовало развитию научных исследований в регионе, хотя научно-исследовательски ...
Сушка древесины
Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помеще ...
Навигация