Русская культура XVIII века

Информация » Русская культура XVIII века

Страница 5

К последней трети ХVIII века новая, светская культура достигла своей зрелости, образовалось значительное накопление духовных богатств в виде "опредмеченных" результатов культурной деятельности. Это - новый архитектурный облик городов и отдельных зданий, школы, гимназии, Московский университет, Академия наук, журналы, книги и т.д. К концу ХVIII века появляется целый слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие.

Появилось понятие "просвещённый читатель". Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам". В определенной степени можно говорить и о невежестве значительной части дворянства. Такое положение в стране тревожило просвещённых русских людей, об этом можно судить по дневниковым записям, мемуарам, частной переписке, статьям в журналах.

Ещё одна проблема, которая начинает волновать "просвещённого читателя", - это крестьянский вопрос. Он тогда лишь для немногих стоял как вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или хотя бы ограничении их повинностей помещику и государству. Гораздо больше общество занимал его гуманистический аспект: отношение к крестьянину как к личности, интерес к его внутреннему миру, культуре. Это нашло отражение в появлении образа крестьянина в литературе и искусстве. Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.

На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности.

Одной из характерных черт русского Просвещения было "вольтерьянство". Особенно много переводили и печатали произведения Вольтера. "Вольтерьянство" понималось в ХVIII веке как синоним вольнодумства. Идеи Вольтера и других просветителей оказались созвучны самым разным представителям русского общества благодаря смелой и яркой постановке ими проблем человеческой личности, её суверенитета, благодаря новым подходам к морали, проблемам воспитания. Большую роль играла блестящая литературная форма, в которую облекались эти идеи. Появилась даже своеобразная "мода" на Вольтера. Эта "мода" накопила его произведения в дворянских библиотеках - тех самых библиотеках, в которых позже жадно читали запретного Вольтера и будущие декабристы, и Пушкин, и Герцен.

Произведения просветителей не просто вызывали любопытство в русском обществе, но внимательно изучались, использовались в идейных и литературных спорах, становились фактами общественной жизни и культуры. Но воспринимались они в русском обществе иначе, чем во Франции. Е.Р. Дашкова - будущий директор Академии наук и президент Российской Академии - с детства зачитывалась Бейлем, Монтескье, Вольтером, Гельвецием. Во Франции она часто встречалась с Дидро, восхищалась им, подолгу расспрашивала его о французских законах, образе жизни, о науках, литературе, искусстве. Но как только речь между ними заходила о "рабстве наших крестьян", обнаруживалась вся противоположность и непримиримость их взглядов на этот вопрос. Дашкова решительно отрицала необходимость и возможность уничтожения крепостного права. Основной ее аргумент: "Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы". Так же, как Дашкова, мало кто в русском обществе последней трети XVIII века мог принять "системообразующее" в Просвещении - отрицание феодального порядка.

Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей. От его недостатков они уходили - кто в свою усадьбу, кто в мир поэзии и искусства.

Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и "чувствительность к крестьянскому сословию", неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали. Важно выделить такую черту, как активность, стремление измерить положение вещей к лучшему. Само слово "Просвещение" заключает в себе представление об активности; не случайны постоянные призывы Вольтера к "философии": "проповедуйте, пишите, боритесь", "воспряньте духом, боритесь", "просвещайте людей".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Классицизм
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII - начала XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. ...

Цвета счастья «смешного человека»
«Видите ли что, опять- таки: ну, пусть это был только сон! Но ощущение любви этих невинных и прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда.» (с. 435). К хорошему быстро привыкаешь ...

Религия империи 1-2 вв. н.э
«1 век – это период постепенной рационализации и обмирщения римского общества. Верно, что религиозный скептицизм пробивал себе медленно дорогу и охватывал просвещенные круги римлян, но нельзя забывать также и о том, что гражданские войны ...