Русская культура XVIII века

Информация » Русская культура XVIII века

Страница 5

К последней трети ХVIII века новая, светская культура достигла своей зрелости, образовалось значительное накопление духовных богатств в виде "опредмеченных" результатов культурной деятельности. Это - новый архитектурный облик городов и отдельных зданий, школы, гимназии, Московский университет, Академия наук, журналы, книги и т.д. К концу ХVIII века появляется целый слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие.

Появилось понятие "просвещённый читатель". Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам". В определенной степени можно говорить и о невежестве значительной части дворянства. Такое положение в стране тревожило просвещённых русских людей, об этом можно судить по дневниковым записям, мемуарам, частной переписке, статьям в журналах.

Ещё одна проблема, которая начинает волновать "просвещённого читателя", - это крестьянский вопрос. Он тогда лишь для немногих стоял как вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или хотя бы ограничении их повинностей помещику и государству. Гораздо больше общество занимал его гуманистический аспект: отношение к крестьянину как к личности, интерес к его внутреннему миру, культуре. Это нашло отражение в появлении образа крестьянина в литературе и искусстве. Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.

На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности.

Одной из характерных черт русского Просвещения было "вольтерьянство". Особенно много переводили и печатали произведения Вольтера. "Вольтерьянство" понималось в ХVIII веке как синоним вольнодумства. Идеи Вольтера и других просветителей оказались созвучны самым разным представителям русского общества благодаря смелой и яркой постановке ими проблем человеческой личности, её суверенитета, благодаря новым подходам к морали, проблемам воспитания. Большую роль играла блестящая литературная форма, в которую облекались эти идеи. Появилась даже своеобразная "мода" на Вольтера. Эта "мода" накопила его произведения в дворянских библиотеках - тех самых библиотеках, в которых позже жадно читали запретного Вольтера и будущие декабристы, и Пушкин, и Герцен.

Произведения просветителей не просто вызывали любопытство в русском обществе, но внимательно изучались, использовались в идейных и литературных спорах, становились фактами общественной жизни и культуры. Но воспринимались они в русском обществе иначе, чем во Франции. Е.Р. Дашкова - будущий директор Академии наук и президент Российской Академии - с детства зачитывалась Бейлем, Монтескье, Вольтером, Гельвецием. Во Франции она часто встречалась с Дидро, восхищалась им, подолгу расспрашивала его о французских законах, образе жизни, о науках, литературе, искусстве. Но как только речь между ними заходила о "рабстве наших крестьян", обнаруживалась вся противоположность и непримиримость их взглядов на этот вопрос. Дашкова решительно отрицала необходимость и возможность уничтожения крепостного права. Основной ее аргумент: "Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы". Так же, как Дашкова, мало кто в русском обществе последней трети XVIII века мог принять "системообразующее" в Просвещении - отрицание феодального порядка.

Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей. От его недостатков они уходили - кто в свою усадьбу, кто в мир поэзии и искусства.

Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и "чувствительность к крестьянскому сословию", неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали. Важно выделить такую черту, как активность, стремление измерить положение вещей к лучшему. Само слово "Просвещение" заключает в себе представление об активности; не случайны постоянные призывы Вольтера к "философии": "проповедуйте, пишите, боритесь", "воспряньте духом, боритесь", "просвещайте людей".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Библиографическое обслуживание в Тасеевской
Справочно-библиографическая служба библиотек играет большую роль в системе информационного обслуживания общества и занимает одно из ведущих мест в крупнейших библиотеках мира. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» (1994), определяя р ...

Экспрессионизм
Работе Эль Греко «Вид на Толедо» 1595/1610г. приписывалось поразительное сходство с экспрессионизмом 20 в. Научно выражаясь, тем не менее, это был маньеристический стиль. Экспрессионизм – это художественный стиль, направленный на искажени ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...