Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры. Землемер по образованию, оставив службу ради живописи. В жанре портрета создавал пастелью, карандашом, маслом, удивительно поэтичные, лирические, овеяные романтическим настроением образы – портрет В.С. Путятиной (ГТГ). К числу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственный портрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо – желтых и желто – черных тонах, а также портрет, написанный им со старичка живописца Головоческого (Императорская академия художеств).
Венецианов – первоклассный мастер и необычайный человек; которым вполне должна гордиться Россия. Он с рвением отыскивал молодые таланты прямо из народа, преимущественно среди маляров, привлекал их к себе. Количество его учеников было свыше 60 человек.
Во время Отечественной войны 1812 создал серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Лучшие из картин Венецианова по-своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии.
Новые творческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверском селе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, – его выбросило из кибитки, когда лошадей занесло на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера, воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственное художественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех персональных школ русского искусства 19 в.
Рекоменудем посмотреть:
Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов:
- эгейский или крито-микенский период (III – II тыс. до н.э.)
- гомеровский период (XI-X вв. до н.э.)
- архаический период (VIII –VII вв. до н.э.)
- классический период (V –IV вв ...
Цветовая гамма скульптур
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), или имеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево, гр ...
Краткая характеристика событийности праздников
Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесенье ...
Навигация