Античная культура, ее основные черты и особенности

Информация » Содержание и особенности античной культуры » Античная культура, ее основные черты и особенности

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община. Полис (община) был тем единственным местом на земле, где грек (римлянин) чувствовал себя человеком, где он находился под покровительством бога или богов, именем и изволением которого город был создан Юпитера в Риме, Афины Паллады в Афинах. Крупнейший философ древнего мира Аристотель писал, что полис есть общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни. Поэтому, ничто не было для грека страшнее, чем изгнание из родного города и отнятие гражданских прав. Античные авторы как к неповторимой, высшей, не только общественной, но и сакральной ценности относятся к полису. Цицерон в своем сочинении «О государстве», утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».

Экономической основой полиса являлась античная двуединая форма собственности, с одной стороны, общая собственность гражданского коллектива на всю территорию и богатства полиса, с другой, индивидуальная частная собственность каждого гражданина. В этом заключались истоки гармонии между личностью и обществом в античной культуре, что придает ей классический характер, если употреблять слово «классический» не как оценку, а как термин. Именно так определяет классическое Гегель в своей «Эстетике» как такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т.е. как некоторое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аскетичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника.

Рекоменудем посмотреть: