Русские портретисты второй половины XIX века. Николай Николаевич Ге

Информация » Русская портретная живопись ХIХ века » Русские портретисты второй половины XIX века. Николай Николаевич Ге

Русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры. М.Е. Салтыков – Щедрин, М.М. Антокольский, Л.Н. Толстой и др. Ге принадлежит один из лучших портретов А.И. Герцена (1867, ГТГ) – облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете духовную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы и тревог.

Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н.И. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческим вдохновением. Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.

С 1880-х годов Ге стал близким другом и последователем Л.Н.Толстого. Стремясь подчеркнуть человеческое содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л.Н.Толстого за письменным столом (1884). В образе Н.И.Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.

Рекоменудем посмотреть:

Основные этапы развития первого театра на Руси
В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной. Еще в 957 г. княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. а в 1068 г. впервые упоминаются в лето ...

Режиссерский анализ хореографического номера балета «Спартак»
«Спартак» - балет в 3-х действиях, двенадцати картинах и девяти монологах. Это визитная карточка Большого театра. «Спартак» - современный балет, который в январе на гастролях Большого театра в Париже имел очень большой успех. Музыка: на ...

Живопись
Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, три ...