Искусство портретной живописи

Информация » Русская портретная живопись ХIХ века » Искусство портретной живописи

Страница 2

В портретном образе отражается не только модель, но и сам художник. Поэтому автора и узнают по его произведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах разных художников. Ведь каждый из них вносит в портрет свое отношение к модели, к миру, свои чувства и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевный склад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не только воспроизводит её облик – он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражает свое представление о ней.

Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.

По мере развития и утверждения в русском искусстве демократических тенденций в процессе решения общих творческих задач наблюдается сближение поисков в разных жанрах и особенно в портретной живописи.

Работа над портретом приводит художника к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры значительно расширяет и углубляет понимание психологии воплощенных образов в картине. Портретная живопись обогащается типическими народными образами. Углубляется психологическая характеристика изображаемого в портрете человека, его нравственное, социальное осмысление. В портрете особо ощущается характерные для передвижников не только критическое отношение к жизни, но и поиски положительного образа, с наибольшей силой проявляющиеся в изображениях представителей интеллигенции.

Русское искусство имеет богатые традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставившего значительное наследие. Они плодотворно развивались и в первой половине XIX века. В эти эпохи именно портрет, относительно свободный от власти канонов, по реалистической полноте своих образов шёл впереди и сюжетной – исторической, и бытовой живописи, которая делала в русском искусстве лишь первые шаги.

Лучшие портретисты XVIII века и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своих современников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального в человеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшей классической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное от индивидуального. В передвижническом же портрете мы встречаем как обратное понимание типического: чем глубже проникновение в индивидуальность человека, чем конкретней и ярче воссоздан его образ, тем отчетливее выступают в его портрете общие черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненных условий.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

И. Старов
И.Е. Старов (1745–1808) – младший современник Баженова. Они вместе приехали из Москвы в Петербург и поступили в Академию художеств. Старов окончил ее на два года позже и в 1762 г. вслед за Баженовым совершил пенсионерскую поездку во Франц ...

Культурная жизнь в конце 20-х 30-е годы
Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями ...

Возникновение первых школ в Киевской Руси
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались п ...