Исторический обзор русских свадебных традиций

Страница 1

Свадьба – это, прежде всего, ритуал. Ритуал – это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются и отмечаются не только им самим, но и членами его семь, родственниками друзьями и т.д. Поэтому ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Обряды различны в разных религиях и культурах. На ранних стадиях истории ритуалы вплетены в магический комплекс (например, обряды инициации, то есть, превращение подростка во взрослого), в развитых культурах и религиях – составляют компонент сложной культовой системы. Ритуалы возвышают над обыденностью, способствуют упрочению связи человека со своими близкими [6, стр. 468].

Свадебный ритуал – важнейшее событие в жизни взрослого человека, его переход в новую стадию бытия – самостоятельную жизнь.

У русского народа существует огромное количество свадебных традиций и обрядов, которые с течением истории только обогащались. Поэтому для полного представления о русской свадьбе представляется необходимым рассмотреть историю русского свадебного обряда.

Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., то есть к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).

Материалы летописей позволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных форм брака. Автор «Повести временных лет» (XII в.) писал, что поляне «брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче». Иными словами, поляне пользовались формой «брака-приведения», сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец, «живяху в скотстве». Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест по предварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитьвы», – Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы [23]. Славянам разрешалось многоженство. Что же касается «купли жен», известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет единой точки зрения, так как термин «вено» толкуется по-разному. Традиционно русская историко-юридическая литература рассматривает «вено» как плату (сумму выкупа) за невесту. В то же время существуют документы, позволяющие рассматривать «вено» как синоним «приданого», что исключает существование купли. Эти формы брака без сомнения сопровождались определенными обрядами и обычаями, которые отражали религиозные представления народа, социальные и юридические нормы, народное искусство.

В Древней Руси пережитки племенных брачных обычаев сохранялись довольно долго. Даже в свадебных обрядах XI-XIII вв. «на простых людях» бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, «плескание водою» (как способы закрепления брака), многоженство [17, с. 57].

В 991 году (конец Х века) на Русь пришло христианство. Оно оказало большое влияние на формирование свадебного обряда. Христианство — письменная религия, приобщившая Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран. Произошло соединение с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени. Причем это произошло, когда византийская культура переживала пик своего расцвета IX—XI веков [15, с. 128].

С этого времени церковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. Правда, этот процесс занял несколько веков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных формах.

К сожалению, не много известно о древнерусское свадебной обрядности. В русских памятниках, повествующих о событиях Х-ХIII вв., упоминаются лишь некоторые обряды, например, разувание жениха невестой (вспомним ответ Рогнеды на сватовство князя Владимира – «не хочю розути робичича»). В летописях ХI-ХIII вв. сохранились известия о княжеских свадьбах. В «Повести временных лет» под 1043г. описываются отдельные этапы предсвадебного периода, например, предварительный брачный сговор, которому предшествовала своеобразная помолвка, сопровождаемая трапезой, во время которой ели пирог-каравай, кашу и сыр. Разрезание сыра символизировало закрепление помолвки. После этого отказ жениха от невесты считался позорящим невесту и с него брали штраф – «за сыр гривну, а сором ей три гривны, и за что потеряно, за то ей отплатити .» Во время брачного сговора («ряды») родители договаривались («рядились») о размерах приданого и о дне свадьбы. Но прежде необходимо было получить от жениха и невесты согласие на брак. К концу ХIII в. согласие сторон на брак стало закрепляться в брачном договоре («ряде»), который составляли сваты или родственники после сговора [23].

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так ...

Уровни и признаки стиля
Понятие стиль имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля — древнего инструмента письма, слово «стиль» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупно ...

Другие эпохи Ренессанса
Понятие Ренессанса также исповалось для обозначения периодов до 15-16вв. Чарлз Хаскинс (1870-1937), к примеру, упоминал о Ренессансе 12 в. Другие историки называли Ренессансом период 8-9 в. и 10 в. Другие периоды культурного возрождения т ...