Проблема возрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла

Информация » Русские народные праздники осеннего цикла » Проблема возрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла

После установления Советской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданских праздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни; население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», какие дожили до Отечественной войны. Трудные годы войны и послевоенного восстановительного периода еще больше сократили традиционные празднества.

Но уже в 50-60 годы началось возрождение и развитие новой обрядности. При этом большую инициативу проявляли многие местные общественные и производственные организации, учреждения культуры, руководители сельских государственных и коллективных хозяйств. Публиковались инструкции, справочники, статьи, дающие рекомендации и отражающие местный опыт. Создание ритуалов новой обрядности и сценариев празднества стало делом общенародным, в котором приняли участие местные активисты, партийные и советские органы, журналисты и ученые.

Большое внимание изучению обрядности как одного из элементов современной народной культуры уделяют этнографы: за последние годы опубликовано значительное число работ об обрядах и праздниках русского населения различных регионов страны. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. Подчеркнув социальную значимость этой задачи. Она обратила внимание на существенную роль государства и общественности в ее решении, а также на значение исследований ученых.

Современные общественный праздники русского городского населения изучали М. Н. Шмелева и О. А. Будина, отметившие неоднородность их проведения в общественной сфере и в семейном быту горожан.

Советские исследователи наблюдали современные праздники и обряды в первую очередь у русских сибиряков европейской части страны. Обрядность русских сибиряков изучена весьма слабо. Она, главным образом, подвергалась ретроспективному анализу в целях реконструирования и выявления ее места в системе народной трудовой культуры.

В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В связи с этим стало необходимым сравнение прежних традиционных календарных праздников и бытующих в настоящее время.

В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. Лишь немногие из них сохранились. В советское время клубы и дворцы культуры пытались стать новыми центрами, где организовывались вечера. Старинные традиции часто переносились в новоизобретенные праздники.

В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

Как массовое явление бытует сейчас обрядовая еда. Традиционные блюда готовят не только пожилые женщины, но и молодежь. Семейные рецепты блюд бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению.

Рекоменудем посмотреть:

Структурная целостность культуры
Культура выступает как предмет и область гло­бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль­туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя ...

Некоторые принципы контактной импровизации
1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновении двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощ ...

Товарищество Передвижных Художественных Выставок
Товарищество образовалось в 1870 году в Санкт – Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. В противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии Художеств. Идейным вождем Тов ...