Палехская лаковая живопись

Информация » Русские народные промыслы » Палехская лаковая живопись

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького.

Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки – такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, В «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – Братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - ещё в 1901 году писал А.П.Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

…Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Реальные, настоящие героя представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.

Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран – в память о России.

Рекоменудем посмотреть:

Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
Важное место в системе наук о культуре занимает культурная антропология. Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Антропологи ...

Черты культуры средневековья. Теоцентризм
Символизм (восприятие мира в форме символов и аллегорий); Дидактизм; Универсальность; Психологическая углублённость духовной жизни; ТЕОЦЕНТРИЗМ. Человек в представлении жителей средневековья представлялся как слабое, греховное сущест ...

Д. Кваренги
Джакомо Кваренги (1744–1817) приехал в Россию в 1780 г. и прожил здесь долгие плодотворные годы. На протяжении всей жизни он оставался наиболее ярким выразителем строгого классицизма. Кваренги был убежденным поклонником римской античности ...