Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького.
Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки – такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, В «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – Братья Белоусовы.
Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - ещё в 1901 году писал А.П.Чехов.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
…Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…
Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.
Реальные, настоящие героя представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.
Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.
Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран – в память о России.
Рекоменудем посмотреть:
Левитан и Чехов
Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинников ...
Икона и ее язык
Иконопись (от гр. eikon- изображение, образ) – вид станковой живописи, произведения которой посвящены моленным образам. Развивалась, главным образом, в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие).
Как некое Б ...
Деятельность Академии наук
Хотя деятельность Академии наук при Екатерине, как и при Петре, была ориентирована на преимущественное развитие естествознания и гуманитарным наукам в ней отводилось второстепенное место, все же два направления социально-гуманитарных иссл ...
Навигация