Реализм в изобразительном искусстве и литературе

Информация » Русское искусство ХХ века » Реализм в изобразительном искусстве и литературе

Страница 1

Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображение действительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. [3, 71]

Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески в различных жанрах: гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк. Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. В исторической пьесе "Борис Годунов" с огромной силой творческого проникновения воссоздаёт картину русского прошлого. Создавая "Бориса Годунова", Пушкин задался целью "преобразовать русский театр": взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлён. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим "Горе от ума", Пушкин явился в своём "Борисе Годунове" основоположником русской реалистической драматургии. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению "первая персона", которая предала содержание эпохи, - царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие. Он опередил время. Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.

С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века в реализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критические тенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающее социальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениям жизни" [3, 84].

Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства.

Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Оптимальный период расцвета соцреализма – начало 60-х годов почвенничество и диссидентство. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои "Молодой гвардии"). Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой ("Как закалялась сталь"). Человек преодолевает немощь своего тела. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Перед нами "мирская аскеза". Герой благодаря этой аскезе выходит из мира, каков он есть и входит в мир, каков он должен быть [3, 88].

Подробнее остановимся на реализме русской живописи первой половине XX века: новом языке и художественно-образном строе реалистической живописи. Реализм советских художников не избежал влияния "соцреализма". Раздражающим принципом искусства в России того периода была самая безудержная электика, проводившаяся вполне сознательно и целенаправленно.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Художник будущего кинематографа
Существенно видоизменившийся «монтаж аттракционов» дал возможность режиссеру сначала для скрытого, а потом становящегося все более явным процесса ассоциативного мышления на материале далекой истории, которая, проецируясь на настоящее, выз ...

Существенные особенности русской национальной культуры
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века: 1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя фак­ты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии ...

Накопление материального и духовного богатства как потенциал культурного роста общества
Развитие производства и усложнение социальной жизни дали новый толчок подъему материальной и духовной культуры первобытного человечества. Особенно заметным это было в обществах, перешедших к производящему хозяйству, у которых отложились н ...