Московская иконопись

Страница 2

По сути «Троица» превращалась в символ человеческой любви, благодаря которой и может быть достигнута гармония в мире. Удивителен колорит иконы. В сочетании с плавными линиями они рождают облик иконы – ясный, гармоничный и чистый. Фигура среднего ангела заметно выделена небесным ляпис-лазуревым цветом. Одеяния двух других окрашены в более легкие цвета – от серебристо-лилового с голубыми пробелами у левого ангела до серебристо – зеленого плаща со светло-зелеными пробелами у правого ангела. Отголоски зеленоватого использованы при написании дуба, горы и дома. В интенсивный золотисто-желтый цвет окрашены крылья ангелов. Золотистыми оттенками выписаны и лица. «Троица» по праву принадлежит к одному из шедевров не только отечественного, но и мирового искусства.

Икона занимала особое место в повседневной жизни русского человека, который рассматривал икону как самое совершенное из искусства, считая, что ее «изобрел» сам Господь. Поэтому всегда на Руси к иконе относились с величайшим уважением и почитанием. Считалось неприличным говорить о продаже или покупке икон. Иконы чаще всего дарились, и такой подарок не имел цены. Вместо того чтобы сказать, что «икона сгорела», говорили «вознеслась в небо». Иконы нельзя было «вешать» и поэтому их ставили на полку. Она была окружена ореолом нравственного авторитета и являлась носителем высоких этических идей. Иконой благословляли на ратный подвиг, венчали, перед иконой молились и доверяли ей самые заветные и искренние помыслы. Церковь считала, что икона может быть сделана только «чистыми руками», поэтому иконы писались в монастырях глубоко верующими иконописцами вдалеке от суетной жизни.

Важнейшим условием для написания иконы уже в древнехристианские времена являлось требование к иконописцу жить в посте и молитвах, «воздержании со смиренномудрием», а также «с превеликим тщанием» писать икону. Иконописцы придерживались догмата «О иконопочитании», принятого VII Никейским Вселенским Собором Отцов Церкви в VIII в., который содержал следующие основные требования:

ü Иконописное изображение должно быть основано на Священном Писании или Церковном Предании: «яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемого Бога Слова, и к подобной пользе», а посему,

ü со всякого достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честнаго и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих Церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честыя и святые иконы, написанные красками и из дробрых камений и из другаго способного к тому вещества устрояемые» – образы Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и всех святых и преподобных мужей,

ü «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющейся иконе, поклоняется существу изображеннаго на ней».

Все эти канонические требования к иконописанию свидетельствуют, прежде всего, о религиозной сущности иконы, поскольку основным ее назначением является участие в богослужении. Икона – неотъемлемая часть литургии, она выступает посредником между молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву. Православные почитают Образ «в двух естествах и единой ипостаси». Иконописный образ является священным и требует особого к себе отношения – потому икона не открывается для тех, кто смотрит на нее телесными очами, кто ее просто рассматривает.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Становление античной цивилизации как морской и торговой
Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культу ...

Михаил Козловский
Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте. В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780). Год ...

Магия обыденного
Каллахан открывает нам глаза на известное и обыденное. Виды, в которых нет ничего красивого, он делает красивыми — силуэт опрокинутой мусорной корзины в пыли; одинокая скамья в парке зимой; фонтан воды и бетонная ступенька в снегу; неприт ...