Салих Сайдашев и театр

Информация » Салих Сайдашев и театр

Страница 2

Официальное оформление театрального оркестра произошло, судя по документам, в 1929 г. Один из приказов директора театра гласил: "В связи с организацией штатного оркестра ТГАТ на заведующего музыкальной частью театра тов. Сайдашева С. З. возлагается руководство оркестром в Татарском государственном академическом театре на постановках, а также на всех концертах, устраиваемых где бы то ни было по предложению дирекции театра"[2]. После издания приказа по предложению Сайдашева в состав театрального оркестра приняли контрабасиста Саюлина, кларнетиста Сергеева, виолончелиста Аквельянова и других музыкантов. Но все же оркестрантов не хватало. Профессор КГУ историк Е. Бусыгин, игравший когда-то на скрипке в оркестре С. Сайдашева, вспоминал, что музыкантов было всего около 20 человек[3].

Представить сегодня, как звучали произведения С. Сайдашева в исполнении такого малочисленного оркестра, мы можем по двум сохранившимся записям — "Марш Комсомолия" и "Шәрык биюе" (Восточный танец) из спектакля "Тахир — Зөхрә" (Тахир и Зухра). Музыка танца до сих пор остается одной из самых известных в творчестве композитора.

С. Сайдашеву неоднократно приходилось приглашать в оркестр музыкантов со стороны. Так случилось, например, в Москве во время проведения I-й Всесоюзной олимпиады искусств народов СССР, куда татарский драматический театр выезжал на гастроли с 14 июня по 4 июля 1930 г. Сохранились расписки (с пометками Сайдашева) приглашенных оркестрантов в получении гонорара (за музыкальное сопровождение спектакля "Огненное кольцо" и за концерт артистов ТГАТ в рабочем клубе)[4]. Надо заметить, что инициатива С. Сайдашева по приглашению исполнителей со стороны не получала одобрения руководства театра. В одном из приказов директора ТГАТ руководителю оркестра было запрещено совершать такие действия без санкции главного режиссера[5].

В период работы С. Сайдашева в татарском драматическом театре там играли артисты, обладавшие превосходными вокальными данными. Это — Р. Кушловская, Г. Кайбицкая, С. Садыкова, М. Рахманкулова.

При создании Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории (МГК) в связи с предстоящим открытием в Казани оперного театра (открыт в 1939 г.) вышел приказ директора ТГАТ о разделении театра на два состава и о переходе части сотрудников в студию Татарского государственного музыкального театра[6]. В январе 1934 г. эта группа уехала на учебу в Москву, в том числе и С. Сайдашев[7]. Его, уже достаточно известного композитора, отправили учиться азам музыки с людьми, только начинавшими свой творческий путь. Основной причиной стало отсутствие у него диплома об окончании какого-либо музыкального учебного заведения.

Отсутствие музыкального образования порой служило поводом для нападок на композитора его противников. В начале 1930-х гг. авторы критических публикаций журнала "Совет әдәбияты" (Советская литература) прямо указывали на связь обнаруженных ими "ошибок" в творчестве С. Сайдашева с недостаточностью его музыкального образования. Собственно такова была общая тенденция, и многие оценки тиражировались исходя из конъюнктуры. Московские представители Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), в частности, известные музыковеды Лебединский и Брюсовой, призывали к борьбе против буржуазных элементов в музыке, названных ими "цыганщиной" и "фокстротчиной", ратовали за появление пролетарских композиторов. Отражением этих лозунгов стала статья Х. Туфана "Нужны пролетарские композиторы" (кстати, поэт часто выступал в печати с анализом татарской музыки) [8].

Журнал "Яңалиф" (Новый алфавит), в свою очередь, провел опрос читателей по поводу возможных путей развития татарской музыки. Среди прочих были заданы вопросы, имеющие непосредственное отношение к татарскому драматическому театру, творчеству некоторых композиторов, прежде всего С. Сайдашева. Вот некоторые из них: "Ваше мнение об отдельных композиторах (Сайдашеве, Габаши и других), чем определяется их творческое своеобразие?"; "Следует ли отказаться от таких произведений, как "Сания", "Наемщик", "Зәңгәр шәл", "Эшче"? Если да, то почему и как быть с музыкой? Можно ли извлечь из них пользу будущей культуре? Не входит ли музыка этих произведений в противоречие с либретто, или музыку и либретто надо рассматривать отдельно?"[9]. В журнале "Совет әдәбияты" были напечатаны ответы музыкантов А. Литвинова, С. Габаши, А. Ключарева, поэта Х. Туфана. А. Ключарев отметил популярность творчества С. Сайдашева, но задавался вопросом: нужна ли такая легкопроникающая музыка? Он рассуждал о преодолении "цыганщины" в русской музыке и призывал С. Сайдашева работать над собой, указав на недостаточность его музыкального образования. Х. Туфан увидел элементы фокстрота в "Восточном танце". Были и более грубые выпады, вплоть до обвинения в халтуре. Сайдашева упрекали в том, что он не уделяет внимания показу в музыке, прежде всего, революционных настроений и движения народных масс, а также обрисовке отрицательных персонажей. Сегодня эта критика в адрес сочинений, считающихся лучшими в творчестве Сайдашева, композитора преимущественно лирического, задушевного склада дарования, воспринимается как удивительное и странное явление.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Появление и развитие литературы в Месопотамии
Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исто ...

Символизм в Западной Европе
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенно ...

Церковь всех святых
Этот храм весьма примечателен как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настояще ...